Алексей Федорченко — «Овсянки» 2010 г.

Двое угрюмых немолодых мужчин с редкими именами Мирон и Аист, везут тело умершей жены одного из них в Мещерскую поросль, чтобы кремировать на берегу Оки согласно древней традиции. Несмотря на то, что Мирон – крупный бизнесмен, а Аист – обычный фотограф, между ними не чувствуется сословно-классовых различий: оба считают себя соплеменниками – мерянами. Было в древности такое финно-угорское племя: «Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» – помните, у Блока? Оказывается, есть и сегодня люди, идентифицирующие себя именно, как «меряне», целый их сайт существует.

ovsyanki

«У мерян богов нет» — говорит за кадром Аист; кстати, закадрового теста там очень много, что правильно: иначе зритель совершенно ничего не понял бы в этом непростом произведении. Богов нет, но есть некое представление о жизни, о жизни до жизни, и жизни после жизни. «Если река забрала, то это самое большое счастье. Это – бессмертие» — поясняет нам Аист. Так и произошло: прах кремированной Тани Мирон предал водам Оки, а вскоре и сам с соплеменником Аистом свалился с Кинешминского моста в Волгу на своём «Гелендвагене». И было им вечное счастье.

Фильм снят длинными планами, почти неподвижной камерой: некрасивые топорные лица «мерян», суровый дождливый ноябрь, редкий, чернеющий лес с трухлявыми берёзами, обмывание трупа, показанное с впечатляющей дотошностью, «погребальные речи» вдовца (как называют их «меряне» — «дым») о том, какой хорошей женой была усопшая, как замечательно «работала всеми тремя отверстиями» (очевидно, именно эта замечательная подробность позволило обозвать обозревателю «КП» «Овсянки» «эротикой»)…

Ну, что тут сказать… В нашем отечественном, так называемом «авторском», кинематографе, появился очередной фестивальный фильм.

Идёт он один час четырнадцать минут, но мне показалось, что смотрел я его целую вечность, типа той, которую обрели Аист с Мироном в чреве матери народа мерянского – Волге.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
А вы что думаете по этому поводу? Обсудим? Чтобы оставить комментарий, необходимо указать адрес Вашей электронной почты. Комментарии публикуются после модерации. Вы можете использовать глобально распознаваемые аватары - http://ru.gravatar.com

10 Комментариев Опубликовано "Алексей Федорченко — «Овсянки» 2010 г."

  1. сапета:

    Честно говоря, я не большой любитель некроэстетики.Это нудное смакование сцен мытья и сжигания трупа бедной женщины ,чисто эстетически ,не самое приятное зрелище ,лично для меня.Вообще фильм оставляет гнетущее и мрачноватое впечатление,второй раз его смотреть не хочется.Наверное фильм найдет своих поклонников среди ценителей всего,что находится на грани или уже за гранью.

  2. Гунар:

    Я как раз из тех, кто на грани: мне фильм понравился. Я подумал, а кто такие русские? По языку — славяне, по крови скорее финно-угры, по устройству государства — ордынцы. (Сразу скажу — я русский, Гунар — это ник). Очень интересное погружение в язычество наших предков, а язычество язычеству — рознь: нельзя этим одним словом называть верования славян, финнов и к примеру язычество с которым сталкивались в Библии евреи — все эти ужасные моавиты, филистимляне и др., как нам рассказывает Пятикнижие. Русский менталитет, его слабости и достоинства, которыми можно и нужно гордиться — это настолько из глубины веков, настолько крепко сидит, что даже крещение Руси и др. народов, мало что прибавило и убавило. Христианство, от которого с такой легкостью в основной массе отошел народ и атеизм советского периода, что они могли изменить в глубине этого менталитета? И почему безбожие и любовь к друг другу не совместимы, кто это сказал? Если чему суждено исчезнуть, то почему новое, сметая старое на своем пути, никак не пускает глубоких корней?

  3. Владимир:

    Ну если фильм заставил подумать, то это небесполезный фильм. Тем не менее…
    Я думаю, что люди, его придумавшие и снявшие, поверхностны и мало образованы. Кто такие русские? А кто такие американцы? По языку, по крови, по устройству государства. Ну не БАПы же, как думают многие из нас.В массе — не европейцы. Афро и латино. Есть ли «американский менталитет»?
    К фильму… Там всё придумано на пустом месте и высосано из пальца. Никаких «мерян» среди нас не существует (хотя есть такой сайт, но это что-то вроде сайта «хоббитов») Фэнтэзи. Почему авторы не привлекли консультантов-специалистов? А — зачем? Это же их глюки. Личные. Само явление такого кино на экраны точно отражает время и состояние страны, когда каждый босяк может назвать себя «генеральным директором», «режиссёром» или «сценаристом». Потому и падают ракеты, разваливаются мосты и дороги. Остаётся надеяться, что когда-нибудь такая «свобода» должна закончиться. Потому. что это свобода троечников и второгодников. Кстати, очень показательно, что «Овсянкам» рукоплескал Тарантино, человек пришедший в профессию «с улицы», не имеющий никакого серьёзного образования, самозванец. «Свои»!

    • Гунар:

      Конечно это фантазия на тему, как выглядел бы архаический человек в современной обстановке: вроде бы как-то нелепо, несуразно, и гаишник «с понятиями» — разрешает дальше везти труп «веретеницы» и про тело никто не спрашивает, почему на кладбище не отвез? Наверное в 10-11 веке у «мери» были конфликты с новой христианской администрацией, и они были вынуждены креститься, но как бы это выглядело сейчас, если бы было на самом деле? Это интересно! Авторы фильма не обязаны быть энтографами-профессионалами, буква всегда убивает дух. Любой фильм — это глюк режиссера, другое дело : глюк интересный, позитивный или просто клинические проявления заболевания. «Андрей Рублев» — тоже глюк, «17 мгновений весны» — типичный глюк Ю.Семенова, один из эпизодов в его творчестве, но почему-то смотрят и смотрят без конца. «Вариант Омега», к примеру, вовсе не глюк, а экранизация подлинной разведоперации, но успеха не имел. У кино нелинейные законы. «Овсянки» — фильм красивый и атмосферный, не пустой во всяком случае.

    • Гунар. Я думаю, что Вы с Владимиром не договоритесь. Он сторонник рационального, сторонник «образования», адепт «профессионализма». Мне думается, что в искусстве главное — не то, что вбивают в голову «педагоги». А он считает, что это Главное! Он прав? Или не прав? Ещё одна Тема, Вам не кажется? Хотелось бы узнать Ваше мнение.
      С уважением,
      Леонид

    • Гунар:

      Владимир, я с Вами согласен в том, что такой фильм, с таким сюжетом, мог появиться только в наше время и вот почему: опять же из-за архаичности нашего сегодняшнего бытия. Когда все разрушено, когда государство утратило все свои нормальные функции, вот тогда выходит на передний план архаичность народной жизни. Разваленный завод, притихшие городки, безхозные бабенки — вот естественный фон повествования. Трудно представить эту фастасмагорию в году 91-92, к примеру. Финал фильма закономерен — архаичность жизни не может продолжаться долго и что-то обязательно грядет на его место. Что грядет? Нет ответа…

  4. Гунар:

    Интересная тема, Леонид! Мое мнение однозначно: в авторском искусстве (не в исполнительстве), в режиссуре особенно, важно иметь, что сказать, личный опыт тскть. Это как священник, который стал таковым лет в 30-40, а не выскочка-семинарист. Из тех режиссеров, кто на памяти: Абдрашитов — начал учиться во ВГИКе в 35 лет(физик по первой специальности), Сокуров — сначала закончил исторический факультет, в кино с 25 лет, Энтони Мингелла(светлая ему память) долго был редактором-сценаристом, первая раб ота в кино лет в 28, если не ошибаюсь. Что это все случайные люди в искусстве? А А.Федорченко кстати тоже в кино после солидной трудовой биографии экономиста-инжинера, поступил во ВГИК в 34 года. Уважаю.

  5. Дмитрий:

    После просмотра фильма появилось желание помыться с мылом. Гадость.

  6. Анна:

    Смотрела фильм несколько лет назад. Досмотрела до конца( столько рекламы было ), все ждала чего-нибудь интересного или хотя бы какого-нибудь смысла….не дождалась. Фильм — ни уму, ни сердцу.

  7. Pylot:

    Полностью согласен с Анной и Дмитрием — фильм ни о чем и есть в нем что-то вызывающее тошноту; и еще — актера Юрия Цурило после этого фильма видеть не могу…

Оставьте ваш комментарий