Моцарт кино

Личное мнение, очень субъективное озвучу…
И ничего доказывать не буду.
Попробуйте доказать обратное…

Писать музыку для кино – отдельное ремесло. Не вся музыка кинематографична, будь хоть написана трижды Моцартом и пять раз Бахом. На мой взгляд, их произведения можно иллюстрировать движущейся картинкой, но они ровно ничего потеряют и без неё. А вот если убрать изображение из «Острова погибших кораблей», «Секрета её молодости» или «Приключений Петрова и Васечкина», то в сухом остатке найдём пустой дуршлаг. Средний зритель и пяти минут такой музыки не выдержит – сбежит!

music

То же самое и с подавляющим большинством эксплуатационного западного кино. Уберите картинку из 95% боевиков, триллеров, ужастиков и прочей развлекухи – что останется? «Тревожная дробь электронных барабанов»? «Эффекты»?

Но есть в мировом кино и иные примеры. Когда музыка с кино вровень. Как это, например, получалось у тандема Феллини-Рота.

Когда не разъять.

И совсем уж отдельная история – работы Эннио Морриконе.

Вы представляете себе «Хороший, плохой, злой» без знаменитой темы?

Я – нет!

А вот тему без фильма – запросто. Она самоценна, исполняй её хоть в составе большого симфонического оркестра, хоть силами «Терем-квартета»!

И это я говорю о фильме Серджо Леоне. А что прикажете говорить о лотнеровском «Профессионале», который вообще сдуется, как проколотый шарик, убери оттуда «Кто бы ни…» («Chi Mai»). Кстати, как только не трепали потом эту тему, даже в рекламе собачьего корма – ничто не пристало, не испачкало великую музыку.

Некоторые упрекают Морриконе во всеядности, дескать, пишет для всех, кто заплатит – от Кубрика с его «Лолитой» 1962 г., до непонятого и забытого Альдо Ладо (наивнейший «Гуманоид», проходной ужастик «Кто видел её смерть»), от Бертолуччи («Двадцатый век») до Хотиненко («72 метра»).

Действительно, перечислять фильмы, оживлённые музыкой Морриконе, бессмысленно, такое ощущение, что он написал музыку абсолютно ко всему кинематографу минувшего столетия и продолжает в том же духе.

Но – так и есть!

Он берётся почти за всё, для него нет «низких» жанров… более того — для него нет и «средних» режиссёров, потому, что Морриконе, как мифический Бен Бецалель умеет вдохнуть жизнь и душу в любую фигуру, в любого Голема, будь тот хоть глиняный, хоть железный, хоть пластилиновый!

Могли, и могут ли так другие авторы?

Был Нино Рота, с «Крестным отцом» и «Амаркордом» (вообше – «всем Феллини»)

Был и есть Вангелис с неувядающими «Огненными колесницами», волнующей «Антарктикой» и бессмертным «Бегущим по лезвию».

Есть Джеймс Ньютон Говард с большим послужным списком, где выделяется бриллиантом «Водный мир», а остальное — «ничего, морковный кофе».

Есть Рэнди Эделман с Тревором Джонсом, прославившиеся выдающейся музыкой к «Последнему из могикан».

Есть, наконец, мюзиклмейкер Эндрю Ллойд Вебер, чьи мюзиклы вполне удачно экранизируются.

Но… НИКОГО — нисколько не умаляя талантов и заслуг — рассмотрев их роль в КИНО КАК ЭПОХЕ, лично я не могу поставить рядом с Эннио Морриконе.

Иными словами, Морриконе — и есть Кино!

И это при том, что для кино писали многие композиторы. В нём и наши великие отметились, так, Прокофьев писал для Эйзенштейна; тема псов-рыцарей настолько «въелась» в картинку, что стоит только услышать её, так сразу и видишь.

Не то у Свиридова и Шостаковича.

Кто помнит старый фильм «Овод» по Войнич со Стриженовым и Симоновым, или «Метель» с Титовой и Мартынюком?

Фильмы ушли, а музыка осталась, стало самозначимой, какой и была с самого начала.

Или зацепинская щемящая тема из «Красной палатки» Калатозова…

Или тема Артемьева из «Сибириады» (La-mort-du-héros). Многие, услышав, убеждены, что это очень известная музыка, они её хорошо знают и помнят. «Жан-Мишель Жарр, кажется»…

Впрочем, я написал «музыка осталась», допуская, что советское кино давно уж стало «плюсквамперфект» для подавляющего большинства российской публики, однако… не в то же ли самое постепенно превращается и музыка этого кино?

Ни советское кино, ни русская музыка никогда не оказывали на вкусы мирового зрителя особого влияния, как не оказывали и не оказывают кино и музыка индийские и китайские. И это при сопоставимости бюджета и проката!

Ну скажите, кто из нас что знает о композиторе Хуан Ицзюне, написавшем великолепный саундтрек к признанной «самым лучшим китайским фильмом всех эпох» картине Фэй Му «Весна в маленьком городе» ?

Или о сравнительно известном (в среде специалистов) молодом даровании по имени Тань Дунь?

Что уж тут говорить о советском наследии (при всём его былом величии)?

И, как это нам ни обидно, лет через пятьдесят об Артемьеве, Зацепине, Рыбникове, Шварце, Дунаевском, Гладкове,  Дашкевиче и их замечательных мелодиях для кино не вспомнит НИКТО!

Про Шостаковича и Прокофьева будут говорить, как об авторах классических балетов, опер и симфонических произведений. Свиридова, думаю, вычеркнут из истории мировой музыки вообще.

Редкий музыковед наморщив лоб, пробормочет – «ах, да, был в тоталитарной России когда-то популярный такой композитор, писал подражательно, основываясь на лучших образцах современной ему западной музыки».

Забудут.

Я предполагаю, что забудут и Вангелиса и Говарда и Рэнди Эделман с Тревором Джонсом и многих других.

А вот Эннио Морриконе останется.

Потому что Морриконе — Моцарт кинематографа!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
А вы что думаете по этому поводу? Обсудим? Чтобы оставить комментарий, необходимо указать адрес Вашей электронной почты. Комментарии публикуются после модерации. Вы можете использовать глобально распознаваемые аватары - http://ru.gravatar.com

6 Комментариев Опубликовано "Моцарт кино"

  1. Григорий-5:

    Здравствуйте, Леонид! Очень интересный вопрос вы затронули. Сказать, что я согласен со всем, что прочёл было бы не искренне, хотя во многом вы правы. Спорить относительно восприятия произведений искусства не стану, так как это бессмысленно. Восприятие произведений искусства по своей природе очень субъективно, в силу уникальности комбинации жизненного опыта у каждого человека и различия в способностях, порождающих разные ассоциативные ряды и разное вИдение. Поэтому всё что я могу сказать, это высказать своё мнение в рамках заданной Вами темы.
    Я согласен с тем, что Морриконе выдающийся и талантлевый композитор, написавший музыку к огромному числу фильмов, которая действительно вполне существует вне кинематографа. Однако, если проводить сравнение, то у меня Морриконе скорее ассоциируется с Альбинони и Вивальди (как по музыке, так и по положению его в кинематографской иерархии), и не столько с Моцартом. Мне кажется, в кинематографе нет композиторов, которых можно было бы сравнить по своему вкладу в музыку к фильмам, с вкладом Моцарта или Баха в музыке. Наверное поэтому, там где режиссёрам нужно что-то похожее, они используют оригинальную музыку Моцарта или Баха. конечно, я понимаю, что речь идёт не о техническом сравнении.
    Сподвигнутый озвученной Вами темой я решил посмотреть, что пишут в интернете о лучших композиторах написавших музыку к фильмам. Привожу здесь ссылку на список, больше всего привлекший меня (http://www.digitaldreamdoor.com/pages/movie-pages/movie_composers.html) Конечно, музыку не всех из них можно слушать отдельно от кино. Список меня привлёк тем, что в отличие от многих других списков, включая и IMDB, в нём есть Michael Nyman, которого считаю одним из гениальнейших композиторов современности. Его музыку в кино, я сравнил бы с Бетховиным в кино. Хотя его вклад в кино не так значим как Морриконе, и многих других композиторов. Но по своей глубине и силе ему не вижу равных. И это счастье для кинематографа, что два великих художника Питер Гринуей и Майкл Найман соединили свои усилия. И вот уж кого будут слушать независимо от того музыка эта в фильме или это лишь звуковые дорожки к нему.
    Что касается Вангелиз, то я думаю его прежде всего будут помнить по музыке к фильму «Бегущий по лезвию бритвы», просто по причине того, что фильм «Колесница огня» (мне такой перевод нравится больше по причине того, что оно ассоциируется с Олимпийским огнём который везут на колеснице и огнём в сердце спортсменов) не столь популярен, он сложнее для восприятия среднего зрителя. И его музыку тоже будут помнить и слушать вне фильмов, как и музыку Филипа Гласса.

    С у важением

  2. Гунар:

    Поражает, что Морриконе доступны все жанры: в «Однажды в Америке» даже музыка для диксиленда в питейном заведении, регтаймы и фокстроты не «процитированы» из музыкального наследия той эпохи, но представляют собой авторские опусы. Другой не менее впечатляющий пример: «Миссия» (1986г.). Тема «Гобой Габриеля» давно живет своей отдельной жизнью, а «Аве Мария» индейцев гаурани» в репертуаре всех латиноамериканских хоров. Трудно представить эти фильмы без этой музыки, это было бы что-то другое, как например, «Однажды в Америке», состоящий только из сцен не вошедших изначально в фильм: обычная история бутлегеров каких сотни. В наше время, когда все твердят о кризисе композиторской музыки, взламывают как раньше в живописи все табу, приучая нас к мысли, что все мелодии на свете давно написаны и теперь наступают времена музыкального «перфоманса» Морриконе стоит как скала, из которой продолжают бить новые мелодии.

  3. SPT:

    В абсолютно «немузыкальном» фильме «Berberian Sound Studio» британца Питера Стриклэнда (2012) можно найти ответ на вопрос «Как делаются страшилки?».
    Сам некоторое время назад реставрировал старые записи. Некоторые звуки (именно звуки, не мелодии или мотивы!) настолько завораживали и «не отпускали», что потом приходилось долго «чиститься» хорошей музыкой, например, животворящей музыкой Морриконе. Ему то, уж точно, картинка, не нужна, — картинки на музыке Морриконе, чаще всего, «паразитирует».
    С уважением, SPT.

  4. Алексей:

    Таривердиев даже не упомянут среди тех, кого забудут.

  5. Анна:

    Да, Морриконе — Моцарт кино, лучше и сказать нельзя. Интернет мне дал возможность посмотреть итальянские фильмы 60-80-хх годов, которые я мечтала посмотреть. И открыла для себя еще одного композитора Армандо Травиолли. Ах, эти божественные итальянские комедии!

  6. Гунар:

    По-моему очень точно сказано:
    «Чтобы быть успешным, кинематограф нуждается в глубокой, запоминающейся музыке» Г.Яред (композитор, автор музыки к «Английский пациент», «37,2 по утрам»)

Оставьте ваш комментарий