МОСТ

8117efdda82ea996a0ebe3a7efc1508b_XLВ Венеции есть Мост поцелуев и есть Поцелуев мост в нашем Питере, в Москве стоит Крымский мост, в Париже мост имени Александра III, в Швейцарии мост, через который переходил Суворов со своими «чудо богатырями», в Лондоне мост Тауэр, в Пекине много замечательно красивых каменных мостов, в Крыму я слышал о каком-то крымско-татарском мосте, я, правда, нигде не смог его найти, ни на карте, ни на местности, странный, какой-то мост, небывалый. Из Киевщины доносится шелест крыльев летучих мышей и всякой нечисти, которые так напугали Хому́ Брута́… Вообще, когда нечисть накапливается в одном месте, она издаёт шелест, шелестит. Так из Киева шелестят о чём-то из картона, папье-маше, что «москали» «скака́лы-скака́лы» и что-то построили через керченский пролив, якобы связав Краснодарский край и полуостров Крым, по которому я проехал десять дней назад сначала в одну сторону, потом в другую. По «мосту из папье-маше» и под шелест киевской нечисти, я въехал в Крым и выехал из него не во сне, а наяву, не пропагандистом, а туристом и отдыхающим и позволю себе выразиться неполиткорректно, когда справа в самой середине моста пролетел дорожный знак «156 км», мы с моим другом, мы ехали вдвоём, закричали «Ура!!!», потом «Да здравствует мост!!!»  и совершенно не договариваясь: «Хохлов на мыло!»  Восторг!  Я же настоящий москаль — солдат и с бородой!  Мы ехали из-под Ростова, где переночевали в роскошной гостинице с мраморными лестницами и хрустальными люстрами, а, казалось бы — придорожная, за тыщу рублей за койку, и ждали встречи с мостом.  Нам с другом на двоих 138 лет. Мы много повидали и в мире и до́ма, и с удовольствием ехали из Москвы в Севастополь по шоссе М-4 «Дон». Радовались тому, что видели: засеянные пшеницей и подсолнечником поля, черную ленту отличной дороги, огромные, особенно в Краснодарском крае никелированные маслобойни, больше похожие на поставленные на старт космические корабли. За всю дорогу ничего не огорчило, не расстроило, не навело на мысль, что, мол, а вот это надо было бы не так, а… и т.д., как часто в прежние, уже далёкие годы, когда недостатки и нерачительность попадали на глаза.   Даже погоня краснодарских гаишников только развеселила. Лихие ребята и немного смеловатые.  Новое слово?  Так мы ехали по территории суржика, а тут всё возможно.  И вдруг кончилась обычная «шоссейка» (см. глоссарий суржика) и началась трасса, такая, знаете ли, настоящая, «супер», ровно по таким трассам я в юности ездил по Европе, а в прошлом году по такой же трассе мы с этим же моим другом доехали до Мурманска и обратно.  Две широкие полосы в одну сторону и две в другую, мощное ограждение и справа и слева, освещение, шумоизоляция, правильно расставленные, нужные знаки (надо московским дорожникам подсказать, пусть приедут поучатся, и даже если мне скажут, что московские дорожники их и ставили, то, наверное, какие-то другие, а эти — настоящие).   Супертрасса плавно обтекала холмы, подходила к воде, маня, мол, вот-вот, но моста всё не было, и мы ехали и всматривались, ну, же, давай, мост, появись. И настроили гаджеты (придумают же слово басурманы) и улыбнулись так, чтобы ничего не пропустить, но едем, едем, а моста нет. Позвонили друзьям в Керчь, мол, мы уже близко, встречайте, а моста всё нет. Вьётся прекрасная дорога уже второй и третий десяток километров, а по телевизору сказали, что мост длиной всего-то 19 километров, но его нет! Машин на дороге немного, все жмут на хорошей скорости, по старой привычке думалось, что всё как-то уж слишком хорошо, а моста нет! Мелькали строящиеся развязки, не мёртвые начатые-незаконченные обрубки, а опоры будущих съездов и заездов, в памяти всплыли московские развязки и, глядя на окружающую красоту, хотелось память просто выругать, не к месту она всё вспоминала!   А моста нет!  Улыбки устали!  Так в напряжении от начала ожидания мы пролетели почти 40 километров, и он мелькнул.  Друзья из Керчи, когда мы им позвонили, спросили, где железная дорога, слева? Вопрос удивил, на том этапе железная дорога спокойно располагалась справа. А почему она должна быть слева, пришёл вопрос и тут мы увидели, что опоры, по которым должна пройти железная дорога действительно находятся слева, да как находятся! Дороги ещё нет, стоят вертикальные опоры с навершиями-площадками для укладки рельс, но где? Выше наших голов метров на 5, на 6, даже не верилось, что поезда и вагоны пойдут так высоко, это стало вторым приближениям к той грандиозности, к которой мы летели…  Первой была супертрасса!  И он мелькнул!  И не один.  Сколько раз по ТВ мы видели эту стройку, ещё с того момента, когда шёл спор чья Тузла, и ни о каком мосте не было речи. Конечно, мы увидели рядом два моста, два мостовых перехода, один, к которому мы ехали в и слева от него другой, к которому железную дорогу ещё строили. И они действительно в дымке сорокоградусной жары появились одновременно оба — двое из ларца, одинаковы с лица…  Одинаковы с лица…  А потому были восприняты, как единое, как Мост!  С этого момента, когда меня спрашивают, я отвечаю: «Мост — восторг!»  А потом спрашивают: «А Крым?»     Впервые я был в Крыму в 1975 году, когда Крым ещё не был диковинкой, а всего лишь обычной «советской здравницей».  Второй, в 2016-м, в том же составе мы проехали полуостров от Евпатории до Керчи, и моя память о советском Крыме всё время была, как через ниточку — слева советский Крым, справа послекиевский. И никакой разницы. В 16-м я снова оказался в СССР, хотя СССР уже 25 лет, как не было, то, что я видел из окон автобусов и машин, почти не отличалось, кроме вывесок на втором государственном и ещё большей обветшалости.  Мерзость запустения, такая, присущая местам дешевого отдыха. Кто не помнит, посмотрите старые советские фильмы и семейные черно-белые фотографии. Молодость, задор и здоровье не в счет — ещё мама и папа были молодые…  Он мелькнул…  Мостовая трасса оказалось длиной 65 километров, и новая дорога сразу поменяла все прежние представления.  Объективно.  Мост встряхнул территорию полуострова сильно, так сильно, что толстые слои прежнего слетели или съехали на бок: там где слетели — всё новое, где съехали — проступало старое. Старый бетон, старые ямы, старые стены, заборы, фасады, провода, провисающие над дорогами и улицами, как будто кто-то в истерике черкал по белому листу черным грифелем. 27573494_444844729264149_638674800989962240_n5a7bf41a928e9 Такого ещё много.   Это же запустение я видел в мае 2015 года, когда на автомобиле проехал Грузию от Верхнего Ларса до Батуми, через Тбилиси и Кутаиси и обратно: всё построенное в советское время стоит пустое с выбитыми стёклами, новое не строят, кроме натовской автотрассы. Рассматривая Тбилиси с высоты Мтацминды, из-под самой телевышки, я не увидел в городе ни одного строительного крана, и это напомнило мне Ригу 2014 года.  Мы страдаем от строек, а когда их нет, мы страдаем от того, что их нет. Начинает казаться, что время остановилось, но, несмотря на это всё стареет. Не так в сегодняшнем Крыму, мы доехали до Севастополя, и как бы нам не мешала стройка и пробки на новой, новейшей трассе «Таврида», мы представляли, какая она будет, уже видно было, какая она будет и радовались.  Парадокс!  Два москвича в машине стоят в пробке и радуются!  Таков нынешний Крым!  А как же не радоваться?  Вывески на двух языках, никто не собирается снимать прежние, в одном кафе вам приготовят татарское, в другом украинское (заметьте, не киевское, если не котлету), в третьем… говорят на русском, украинском, татарском, якутском языках, на суржике всех мастей, номера на автомобилях из всех мест России, тех, что поближе, конечно, в городах стало намного чище, места отдыха приобрели более ухоженный вид и… перестали пахнуть (у братьев болгар любой запах называется «во́ня»)!  И это даже по сравнению с 2016 годом!  И всё — Мост!  Но присутствуют и перегретые ожидания, я поинтересовался у моего керченского товарища, мол, как?  Он честно ответил, мы знакомы больше 40 лет, что крымчане ждали, что перемены к лучшему пойдут быстрее, но тех, кто о чём-то жалеет, очень мало и не они определяют общее настроение на полуострове, цены подбираются уже под российские, но и работы стало больше и возможностей.  Совершенно неожиданно я обнаружил русских, который бросили насиженные места и переехали в Крым, купили жильё, бизнес и радуются, я долго всматривался и прислушивался — искренне.   И я порадовался — свои прилетели!  А проблемы есть, большие. Самая большая заключается в том, что крымский курортный сезон короткий, всего 2-2,5 месяца. С учетом отсталой инфраструктурой, это не делает Крым устойчивым круглогодичным курортом и центром туристского притяжения, старые конкуренты в этом смысле далеко впереди. Есть другая проблема — неимоверно красивый южный, горный Крым, но в экологическом смысле хрупкий и если его атаковать толпами туристов, он падёт. Отдельно придётся сказать об архитектуре — пока всё, что доступно глазу имеет вид: советского панельного бетона (оценка «2»), запущенности и бедности (оценка «2»), случайности (оценка «2»).549

Памятники архитектуры царского периода здесь не рассматриваются, они бесконечно красивые, к ним заслуженно относится ханский дворец Бахчисарая и прилегающая улица. Эти постройки и комплексы можно взять за основу архитектурной и градостроительной концепции всего Крыма, а концепция необходима, без неё сейчас в Крыму на лысых горах из камня и глины строят «дворцы», окружённые пыльными гравийными подъездными дорогами, глухими бетонными заборами выше головы, оградами из профнастила, случайной растительностью, внутри просматриваются стотонные цистерны для воды, необходимые, но вида весьма непривлекательного. И получаются рядом хоромы и лачуги. Это же относится и к местам, где торгуют и кормят. До определённой степени всё это напоминает южного партнёра и конкурента Крыма, который за принцип взял экономную случайность и за территорию отеля выходить не хочется, всё включено внутри, а это сильно обедняет отдых трудящихся. 

Правильный отдых не может быть дешевым.  Поэтому, когда я возвращался и снова с восторгом ехал по Мосту, то думал, что Крым — хорошая задача для нас, для русских и трудный экзамен.  И сдавать его придётся на миру́.  Первое задание этого экзамена выдержано! 

Мост — восторг! 

 Евгений Анташкевич, вице-президент Фонда «Правопорядок-Щит», политический аналитик, писатель. maxresdefault

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

5 Комментариев Опубликовано "МОСТ"

  1. августинович валерий:

    Шпеер собирался построить Крымский мост в 1943г. для повторного наступления на Кавказ. Интересно было бы посмотреть его проект.

  2. Luka:

    Вообще то, ждал неделю, чтобы кто-то сказал:»Дядя Вова, мы с тобой!» Не дождался…..
    Не пойму, почему должно быть дорого? Приехал на своей машине, и тебе, падле, должно быть-ДОРОГО!!!!Ты,сука, что, не понимаешь, что какули- это иноземное говно-санкции-хлебай ротом, дорогой россиянин!
    А в общем…. стал отстойный сайт, Анташкевич -живой пример!
    Авторы- вы в Дерьме!

  3. Григорий-5:

    С МОСТом и всем остальным строительством в РФ очень забавно. Построли — это здорово. Построили быстро, это ещё лучше. Вопрос у нас только один во что это обошлось. Мы как всегда за «ценой не постоим». Не помню точно сейчас (а искать нет желания), в своё время, я сравнивал планируемую стоимость строительства этого МОСТа со стоимостью строительства туннеля под Ла Маншем. По расстоянию последий заметно длинней, но стоил раза в 2-3 меньше. Означает ли это, что в РФ минимум 2/3 от этой суммы просто уходит в чей-то карман, не знаю. Но очень схожая доля перерасходов наблюдалась и в случае строительства МЦК. И так боюсь везде. Аналогичные проблемы озвучивались при покупке дорогостоящего медицинского оборудования (например, МРТ), которое стоило в 2-3 раза дороже, чем в других странах, и будучи купленным стояло невостребованным в больницах.

    • Herod:

      Григорий-5, так в других странах не бывает царя-батюшки, и приличествующих таковому, патриотов. А Вы ещё спрашиваете, почему у наших на всё в 3 раза больше средств уходит? Распатриотивают их, эти средства!

    • августинович валерий:

      В огороде-бузина…

Оставьте ваш комментарий