«Набережная туманов» фильм Марселя Карне 1938

5475431_xlargeЭтот фильм странно притягателен. Его невозможно забыть, достаточно раз посмотреть. Он оставляет послевкусие не на день-два. На годы. Как выразилась одна моя знакомая —  «оставляет в сердце какую-то печаль. Навсегда»…

О нём написаны пуды статей и рецензий. В них говорится многое. О «подсознательном предвидении  европейским интеллектуалом надвигающегося Апокалипсиса Второй Мировой». Об «утрате экзистенциального смысла собственного бытия французской художественной интеллигенцией». Об «одиночестве непреодолимом». О «смерти как неотвратимости»…  И так далее.

А я, пересматривая «Набережную туманов» с периодичностью метронома, много лет ловил себя на том, что до конца не понимаю фильма, несмотря на кучу прочитанных мною умных рассуждений специалистов-киноведов и философов. О чём он? О «несчастливом»? Или…

Дело в том, что НАСТОЯЩЕЕ искусство тем и отличается от пирожка с ливером, что заставляет примерять на себе. «Если это обо мне, то ЧТО? А ведь обо мне, я чувствую, что обо мне. Я именно ЧУВСТВУЮ»!

А там, где не чувствуют — пирожок. С ливером. К сожалению, нам попадаются в основном  пирожки. Вроде всё есть — фабула, сюжет, история, актёры стараются, диалоги грамотно сочинены, а… искусства нет.

Потому как не обо мне?

В «Набережной туманов» рассказана  простая, без малейших намёков на глубокомысленные обобщения и выводы история. Некий солдат колониальных войск Франции Жан,почему-то скрываясь от патрулей, — почему? — не сказано,  -  приезжает в портовый город Гавр. Осень. Туманы. Холодно. Солдат хочет покинуть Францию. Ему очень не нравится этот мир, но больше всего не нравится себе он сам. Город населён неприкаянными и несчастливыми людьми; даже у самого неприятного персонажа есть какое-то своё несчастье, своя зубная боль и, в сущности, все они, если вдуматься, с удовольствием бы бежали за Жаном отсюда куда глаза глядят.

А один художник так просто идёт и топится в море, оставляя Жану свой дорогой костюм и документы.

Жан влюбляется в несчастливую девушку Нелли. А Нелли в Жана!

Казалось бы — вот он, выход из несчастливого?

Но… Жан находит вариант побега. Выхода. Остаётся просто сесть на пароход, идущий в Южную Америку и покинуть туманный, холодный Гавр и свою любимую девушку Нелли. Почему? Потому, что иного не дано.quai-des-brumes-1938-03-g

Но почему бы ему не остаться и не жить с Нелли долго и счастливо, и не умереть в один день?

Но ты смотришь и тоже понимаешь (чувствуешь!) — нет, невозможно, не дано.

Жан погибает от нелепой какой-то пули местного хулигана.

Умирая на руках Нелли он говорит «поцелуй меня… поцелуй скорей.. у меня совсем мало времени..»

Трап с парохода убирают, корабль отчаливает без Жана, на пристани остаётся его собака.

ВСЁ…

Но где тут «обо мне»? Что?

Почему «в сердце какая-то печаль? Навсегда…»

В чём секрет фильма? Я смотрел его много раз, многие диалоги помню почти наизусть, всегда старался найти в них какой-то ГЛАВНЫЙ скрытый смысл. Например, в разговоре с водителем

- Разве в Тонкине есть туманы?

-Туман ЗДЕСЬ!! (указывает на собственную голову) ЗДЕСЬ!»

Недавно я пересматривал снова. Подумалось вдруг — а ведь что значит «быть в тумане»?

Вы помните как это — быть в тумане? Когда на расстоянии метра, от силы двух мир исчезает. Словно там его нет. Словно он не важен уже.

А туман, словно твой страж, он будто специально оберегает тебя от всего остального.

В нём можно замереть неподвижно. Можно двигаться.

Может и жизнь — это только ты сам и всё… все вещи, что на расстоянии вытянутой руки.

Но если идти в туман, то «старая картинка мира» исчезает полностью. Ты переходишь на иное место, с иными вещами. Которые на расстоянии вытянутой руки.Появятся новые. Другие.

А то, что было раньше — теряется. Словно и нет этого вообще. Всех вещей «на расстоянии вытянутой». Или не было?

Туман укрыл, туман сберёг, туман спрятал тебя от них.

Или их от тебя?

Что впереди — не ясно. Что позади — не важно.

Жизнь — это ты сам и то, что видишь.

На расстоянии вытянутой руки.

Ты — в пятне света, это и есть твоя жизнь.

А если пробуешь вырваться, то просто вырываешься в другое пятно света, но, только на «расстоянии вытянутой».

А горизонта словно бы и не существует.

Такое устройство Вселенной.

Твоей.

Иной нет, иная не важна для тебя, так же, как и ты не важен для неё.

Для «Вселенной крайне равнодушной»!

Это и есть «Туман ЗДЕСЬ»?

Это и есть разгадка тайны «Набережной туманов»?

Если вы прочли мой пост до конца, если вы ещё не смотрели фильма — посмотрите и подумайте над тем, что сейчас прочли.

В главной роли тридцатичетырёхлетний Жан Габен. Очень похож на зрелого Высоцкого, присмотритесь.p_F

А замечательная музыка композитора Мориса Жобера чем-то напоминает музыку из нашего»Последнего дюйма». Композитор М.Вайнберг.

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

5 Комментариев Опубликовано "«Набережная туманов» фильм Марселя Карне 1938"

  1. Сергей Юрьевич:

    В свое время этот фильм был показан по «культуре» Запомнилась фраза Габена(во время ареста),
    обращённая к подруге
    «- У нас все равно ничего бы не получилось».
    Но они явно были созданы друг для друга
    ____________________________________________
    Интересно: вот во Франции не было лихих 90™ , а кинематограф их(некогда великий)тоже куда-то испарился. Ни актеров, ни режиссеров, ни хе — ра

  2. Варяжский Гость из Коннектикута:

    Сергей Юрьевич, Вы что-то путаете.
    Только что отсмотрел «Набережную».
    Габена там никто не арестовывает.
    это из какого-то другого кино.
    Насчёт «прокисшей» Франции согласен.
    «Закат Европы», одно слово.
    Я другое заметил — во всех удачных фильмах ВСЕГДА
    присутствует сильная литературная основа.
    А когда вместо литераторов вокруг одни блогеры….
    Касательно наших девяностых… когда всё превращают в товар — там искусству не место.
    Там главный — продюсер.
    А режиссёр и сценарист не важнее реквизитора или водителя.
    Не хочешь слушаться — другого найдём, вон на улице целая очередь таких как ты.
    И закрой пасть.

  3. Сергей:

    В свое время этот фильм был показан по «культуре» Запомнилась фраза Габена(во время ареста),
    обращённая к подруге
    «- У нас все равно ничего бы не получилось».
    Но они явно были созданы друг для друга

    ——————————
    Это фильм «У стен Малапаги» Рене Клемана. Неплохой фильм, но мне не хватило в нём натянугого нерва. Как-то притормозилось всё к финалу. Но потенциал Р. Клемана там был отчётлив, и в дальнейшем он это доказал.

    Вот бывают в некоторых фильмах сцены, пронзительность которых расцарапывает душу до крови. В «Набережной туманов» это и есть сцена прощального поцелуя перед смертью, возможно единственного за столь молодую жизнь героя. Первого и последнего за секунду до смерти.

  4. Сергей Юрьевич:

    Действительно, перепутал похоже ;). Чтож, надо будет посмотреть этот фильм

  5. Luka:

    Фильм очень понравился, несмотря на его «преклонный», почти 80 лет, возраст. Смотрел в советском дубляже. Даже второстепенные персонажи весьма колоритны, запоминающиеся образы. Присоединяюсь к рекомендации- смотреть.)
    Герой Габена мне чем-то напомнил, героя романа Ремарка «Время жить и время умирать».

Оставьте ваш комментарий