Надгробные речи. Монодии. Элий Аристид.

pic_25Автор знаменитой «Египетской речи», выдающийся античный ритор, современник Марка Аврелия, грек Элий Аристид жил и творил во втором веке Новой Эры, снискал себе заслуженную славу и не забыт нашими современниками, впрочем, речь идёт скорее о западных поклонниках античной риторики и литературы. У нас его издавали лишь единожды – в 2006 году под редакцией Межерицкой. Тут надо отметить, что современный качественный перевод античных литературных памятников, дело в наше время архиответственное и довольно редкое: о, где ты, армия переводчиков с латыни, древнегреческого, арамейского, персидского, где знатоки и толкователи шумерской клинописи или китайской чжуинь фухао и сяо? Которыми так славна была наша Россия когда-то. Россия времён расцвета издательств «Академия» и «Наука»? Оскудела река! Тем отраднее держать в руках солидный, великолепно комментированный том Аристида, в котором изрядную долю занимает статья Межерицкой о самом Аристиде и жанре монодий. Проникнитесь фрагментом (на пожар и ограбление фракийцами элевсинского храма и о самих элевсинских мистериях) – «Только во время Элевсинских празднеств все участники собирались в одном месте, и это — самое что ни на есть великое и божественное в Мистериях, ибо число людей в городе и в Элевсинском храме было равновеликим. Кто не восхитился бы при виде скульптур, картин и общей красоты даже на улицах? Чего только здесь нельзя было увидеть, не говоря уж о самом главном! Однако польза от этого всеобщего праздника не только в той радости, которую он приносит, не только в избавлении и спасении от прежних тягот, но и в более светлых надеждах, питаемых людьми по поводу смерти, — что они перейдут в лучший мир, а не будут лежать во мраке и грязи, каковая участь ожидает непосвященных. Так было вплоть до этого страшного дня.
Разве аргивский погребальный плач, разве песни египтян и фригийцев сравнятся с тем, чтó божество послало нам нынче увидеть и воспеть?! Какой элевсинец Эсхил сложит об этом хоровую песнь?! Можно ли сравнить «огненные ловушки Навплия», как выразился Софокл, с этим пожаром?! О факелы, что за люди вас погасили? О, страшный и темный день, уничтоживший светоносные ночи! О, священный огонь, в одночасье превратившийся в губительное пламя! О, мрак и тьма, в которые погрузилась Эллада! О Деметра, некогда нашедшая здесь свою дочь, — ныне тебе приходится искать храм свой!»
Чувствуете эпоху? Чувствуете жанр? Чувствуете стиль? Чувствуете ЧТО И КТО стоит за этими проникновенными словами, почти гимном? Ведь «монодии», в сущности – надгробная риторика, искусство воспевать умерших людей, исчезнувшие храмы, города, страны… К сожалению, сегодня жанр сей не сохранён. Представляете какую речугу задвинул бы Аристид по поводу павшего Советского Союза или исчезнувшей Британской Империи? Нет таких риторов нынче, не народились. Но хотя бы насладитесь тем, что было в культуре Человечества и поплачьте над тем, что оно сгинуло и нет к нему возврата. Может быть даже и в жанре Монодий, почему нет? Том стоит дорого – 3 тысячи рублей, но так и должен стоить штучный товар, ибо в него вложен большой труд. Это вам не цикл фантастических боевиков «Сталкер на Тыквере»… Это вам – классика! Это вам украшение вашей книжной коллекции. Рекомендую!

rimskoe-nadgrobie-s-keltskim-imenem-naideno-v-anglii-vqqs

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

5 Комментариев Опубликовано "Надгробные речи. Монодии. Элий Аристид."

  1. Luka:

    Я чувствую здесь жажду наживы!

  2. Григорий-5:

    В СССР подобные издания стоили почти даром. Я пытался найти что-то похожее в сетевых магазинах США, но не нашёл. Как бы хорошо не были изданы книги, и как бы дорого они не стоили, книг с таким количеством комментариев и пояснений найти там очень сложно. В РФ таких книг всё меньше и меньше, а стоят они всё дороже и дороже. В то время как в СССР они издавались Наукой и Академкнигой в большом разнообразии и стоили 1-2 рубля (хотя иногда несколько дороже). К сожалению, скоро их не будет вообще….(((( Этому много причин, от падения интереса к печатным изданиям, до высокой себестоимости этих книг и низких тиражах. Очень жалко. Если и создавать сейчас домашнюю библиотеку, то скорее всего это имеет смысл делать именно из таких изданий, и качественных художественных альбомов.

    • Алексей Ганин:

      А, если вдруг, аналог Советского Союза будет создан…может быть, и книги подобного рода будут печатать большими тиражами и продавать дешевле прежнего?

  3. Алексей, увы… «не вернётся вновь это лето к нам». При СССР в образование и науку гигантские деньги шли ниагароподобно. Ни в какой стране подобные книги не издавались тиражами, сопоставимыми с советскими и по весьма условной цене не продавались, фактически — раздавались. Кстати, даже при таких тиражах поди купи «Фукидида» году так в 1978-м. Сметали!
    А нынче вся надежда на цифру. Там будет дешевле.

    • Алексей Ганин:

      А жаль, Леонид Вениаминович! Извините, что так поздно отвечаю (у меня нет оповещения о полученном ответе). Боюсь, что цифра — это суррогат, такой же как колбаса при наличии мяса. Я слышал, что восприятие и усвоение информации при чтении с «читалки»(типа kindle) уступают им же при чтении с обычной книги. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что электронные устройства размером с коробок хороши для размещения справочной системы, а вовсе не книги. Он писал, что общение с книгой интимно, ему не нужны посредники, а Пушкин, так и вообще, умирая, сказал, обращаясь к книгам:»Прощайте, друзья!» Эта интимность очень важна, по-моему. Скажем, если мы обращаемся к интернету, то тем, кому очень захочется, возможно посмотреть наши обращения к справочной системе и понять наш уровень знаний и нарисовать портрет личности. а при чтении многотомной энциклопедии такого нет.
      Кроме того, к книге хочется физически прикоснуться и ощутить ее, и порой, как у друга, стараешься не замечать мелких недостатков, ценя достоинства, не сильно-то и обращаешь внимание на тип бумаги (хотя перед покупкой иногда придирчиво рассматриваешь несколько изданий того же самого произведения).
      Да, СССР давал определенные возможности, которых нет теперь, и если раньше был дефицит, то теперь таким же тормозом для получения знаний, на мой взгляд, стала дороговизна.

Оставьте ваш комментарий