«Опасный поворот» фильм-спектакль 1972 года по пьесе Д.Б.Пристли, реж. В.Басов

Я не собираюсь подробно описывать то, что происходит в пьесе Пристли; большинство из нас прекрасно помнят, что речь там идёт о том, стоит ли открывать «ящик Пандоры», нужна ли нам «стопроцентная правда» (или, выражаясь в духе героев фильма — «истина»), не опаснее ли она умолчаний и недоговорок, стоит ли вообще будить эту «спящую собаку»?

dangerous-bend

Разбудишь, и окажется, что из двух твоих партнёров, один вор и циничный негодяй, второй тряпка и ничтожество, твоя жена — не только холодная и бездушная улитка, но ещё и любовница твоего родного брата, сам брат — развратник и наркоман, а божественный и недосягаемый идеал, девушка, которую ты давно и трепетно любишь — «изящно упакованная мерзость» и «похотливая мартовская кошка». Разумеется, от такой «истины» рука так и тянется к парабеллуму, а парабеллум к собственнному виску…

Я не об этом. Я снова — о «планке». Басов снял «Опасный поворот» в 1972 году, на чёрно-белую плёнку, в аскетичных интерьерах, при минимальном бюджете. И.. снял шедевр. Не верите — пересмотрите. Нисколько не устарел. Великолепная сценография, художник Пархоменко придумал оригинальный штуку: он словно взял анфиладу комнат и свернул их в этакое кольцо; учитывая «свёрнутость» и замкнутость во времени парадоксального повествования, так и хочется сказать — в кольцо Мёбиуса. В этом-то «кольце» и живут герои, они постоянно двигаются, с ними двигается, порхая, камера (представляете, каково было это сделать при той технике?), средние планы смонтированы с крупными так, что никаких «склеек» словно и не существует. Всё работает на ТЕКСТ, а текст работает на ИНТРИГУ. Абсолютная психологичесая достоверность! Абсолютное попадание в действие каждого шороха, каждого звука, каждого слова, каждого тревожного аккорда! К игре актёров трудно подобрать подходящее определение, кроме уже произнесённого — АБСОЛЮТНОЕ ПОПАДАНИЕ! Кого из актёров выделить? Тут даже теряешься. Мисс Мокридж-Нифонтова?

О, какие это глаза! Мудрые, всезнающие. Глаза четырёхсотлетней Эмилии Макропулос!Я специально заглянул в Википедию и выяснил, что Нифонтовой тогда было чуть больше сорока… Подлец Стэнтон-Басов? Совсем не такой уж и подлец. Деньги ворует? А кто из вас их не… А как он смотрит на единственное во что верит — на Олуэн-Шуранову! А сама Шуранова! Мне думается, роль Олуэн — лучшае, что она сыграла в кино! Холодная, слегка чопорная и при этом невероятно чувственная («ах, от всего этого я ужасно проголодалась») Фреда-Титова. А эта мурлыкающая кошечка, эта Барби, эта Бэтти-Валаева! «Я — не ре-бё-нок». О, да, ещё бы! А истеричный Гордон-Дик! «Перестаньте, перестаньте, прошу вас. Тихо, тихо, это мой любимый фокстрот»…

Наконец — Яковлев в роли Роберта Кэплена! Изящный джентльмен в смокинге, он так и остался точно таким же к концу картины? А вы посмотрите на его спину! Вы загляните в его глаза!(камера именно такую возможность и предоставляет!)

Пару лет назад я смотрел эту же пьесу в театре. Никакого сравнения. Или телетеатр — иной жанр? Или же — то, первое впечатление оказалось настолько сильным, что…

Специально пересмотрел недавно «Опасный поворот» Басова и понял — всё дело в планке. В той самой планке, которую нынче мало кто берёт. Возможно — больше никто!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
А вы что думаете по этому поводу? Обсудим? Чтобы оставить комментарий, необходимо указать адрес Вашей электронной почты. Комментарии публикуются после модерации. Вы можете использовать глобально распознаваемые аватары - http://ru.gravatar.com

16 Комментариев Опубликовано "«Опасный поворот» фильм-спектакль 1972 года по пьесе Д.Б.Пристли, реж. В.Басов"

  1. Григорий:

    Помню в СССР, показывали периодически по ТВ. Очень хорошая постановка. Замечательные актёры. А года 3-4 назад ходил смотрел в театре Маяковского. Тоже понравилось.

  2. DrWatson:

    Гениальный кинематографический деликатес. Одна песенка чего стоит ! Помню, в детстве мы разговаривали с младшей сестрой цитатами из этого фильма. Каждый раз открывается что-то новое, хотя знаю наизусть. Особенно А.Дик интересен. Нифонтова — это ваще !
    Шутники сидят на радиостанции… :-)

  3. Августинович Валерий:

    Секрет успеха этой телеверсии спектакля, на мой взгляд (кроме отличного актерского состава)—в постоянном движении персонажей и камеры по сцене. Спектакль очень динамичен, в этом виден киноопыт Басова. Иногда даже кажется, что моторика чуть излишня.

  4. владимир:

    БАСОВ -гениальный актер и талантливый режиссер !! рекомендую его фильм «семья КОНВЕЙ «( по ПРИСТЛИ ) а вообще то как ни странно в СССР -очень удавались ленты про так назваемую «сладкую «зарубежную жизнь!

  5. Мне думается, нашим медианачальникам было бы полезно пересмотреть (подозреваю, что ПОСМОТРЕТЬ ВПЕРВЫЕ) лучшие вещи, созданные на нашем старом ТВ в жанре телеспектакля и телевизионного кино. Вернее, я надеюсь, что «было бы полезно».
    Простому зрителю, который помнит КАК ЭТО БЫЛО СДЕЛАНО, порой, просто невозможно физически смотреть многое из того, что снимают на ТВ сегодня.
    Именно потому я и напомнил гостям сайта о том, что «умели же делать».
    И сегодня сумеют, убеждён. Вопрос — что мешает?

    • Августинович Валерий:

      Леонид, я думаю, что мешает недостаток времени. Хорошую вещь быстро не сделаешь (даже когда делают «быстро», то продумывают все равно долго). А сегодня время-деньги, как никогда.
      С уважением,
      Валерий.

  6. DrWatson:

    Я думаю, теряется культура. Не столько в высоком смысле слова, сколько культура производства. Современные кинематографисты в принципе не способны к повторению даже собственных шедевров (вспомним Э.Рязанова). И подражают не своим предшественникам, сколько «модным» современным образцам.
    А вот сравните, к примеру, советскую литературу первой и второй половины ХХ века. Она тоже качественно совершенно другая. Мне так кажется.

    • Владимир:

      DrWatson, а мне кажется, что идёт нормальный процесс культурной колонизации бедных (нищих) стран богатой Америкой. Сколько себя помню, мы, «советские», всю жизнь преклонялись перед всем американским, начиная от штанов, заканчивая фильмами. Ракеты ракетами, а неизменно бедные подражают богатым, даже когда готовы сунуть им «пёрышко под рёбрышко». Бондарчуки и прочие просто насмотрелись голливудской продукции и теперь старательно ей подражают.. Напоминает голого папуаса, надевшего украденный котелок белого сахиба.
      Неприятно? Да — нормально! Сами к этому шли, начиная с «оттепели» и эпохи «стиляг». Шли-щли, вот и черпайте «полные пригоршни»! И не нойте, что «теряется культура производства» — какое может быть «производство» в «банановой» республике Бенин? Ну, не в банановой, так в углеводородной, разницы почти нет. Голливуд для вас сделает сколько надо продукции, кушайте «на сдороффье», как вы тут любите выражаться. И не лезьте в чужой сектор «производства»! Никогда «туземному» не приблизиться к «сахибскому», просто, в силу изначальной ущербности, «недосахибскости». Что касается телевидения…Вспомните, где обучались нынешние телегуру типа Малахова! Почему они так тараторят в совершенно других орфоэпических традициях? Традициях языка колониальной метрополии. Обыкновенный туземный рефлекс. «Я, как хозяин»!
      Но… ничего страшного. Это и есть глобализм — международное разделение труда!

  7. Сергей:

    Мне всегда нравился этот спектакль, даже в детстве, и общее решение, и актеры, и музыка.
    Действительно высокая планка. Я бы хотел добавить, что, конечно, спектакль тогда был о тамошней жизни, но и об актуальных вещах для всех людей. Но тогда мы не задумывались, как эти явления усилятся, когда тамошняя жизнь придет к нам. И вот эта жизнь пришла и стало я\сно, что все так оно и есть.
    Это, примерно, как фильм «Игрушка» или пьесы Островского. Они, конечно. нам были понятны и имели смысл для нас и тогда. Но сейчас — это целиком и полностью стало нашей жизнью. Если бы мы задумывались об этом тогда, может быть не совершили массу ошибок и не удивлялись, а какже такое полдучилось

  8. Августинович Валерий:

    Чем хороша классика—ей доверяешь, не нужно напрягаться, что тебя вот-вот обманут.

  9. Валерий, всё так. Да не так. Быстро сделать не удастся, а мы живём в мире «быстрых денег»?
    Не слишком ли много «денег» в приложении к искусству? К мастерству?
    И тут я не знаю, что сказать. Куда идёт искусство? Куда идёт мир? Куда идёт ВСЁ?
    С уважением,
    Леонид

    • Сергей Жуков:

      Денег не «много»,а они «вместо» искусства, как мне кажется.
      Сейчас много дуримаров развелось в профессиях, связанных с кином, телевидением, книжным делом и т.д. Они хотят разбогатеть, «выловив всех пиявок в пруду». Если выстрелил проект на ТВ, появились рекламодатели, канал хорошо заработал на этом, зачем искать новые лица, новых режиссеров, новые идеи, новые сценарии? Копируется успешная схема и вперед!
      А ведь настоящими Звездами и Мастерами на все времена, становятся те, для кого хорошие гонорары — лишь симптом того, что их работы потрясающие.
      То есть, сначала искусство, а деньги — как часть признания.

  10. Сергей, так ведь сейчас говорят — «проект»,»продукция»…
    «Раскрутка кинопродукции». «Бизнес» в приложении к…
    Шоу-бизнес, кино-бизнес, «рынок современной графики».
    При умелой «раскрутке» можно втюхать любую тухлятину.
    «Сначала искусство»?
    Сергей, хотя бы «ремесло», хотя бы это.

    • Сергей Жуков:

      Согласен с Вами, Леонид.
      Для меня «искусство» начинается со знания «ремесла», как раз. Ведь смотря и слушая «проекты» и «продукты» очень часто хочется авторам сказать — ну не монтируются друг с другом такие планы! Ну нельзя играть в «до-мажоре» ноту «си». Не бывает 2х2 не четыре. Занятие каким-либо ремеслом без знания профессии, приводит к тому, что фильмы невозможно смотреть — в прямом смысле (устают глаза). Музыку невозможно слушать…
      Кстати, про симптомы — провал в прокате многих отечественных фильмов, в последнее время и пустые залы на концертах «звезд » — мне кажется, как раз про это. Не может быть целью искусства зарабатывание денег. Мое личное мнение.

  11. Жанна:

    Здравствуйте!
    Следом за «Опасным поворотом» можно посмотреть «Время и семья Конвей»…
    Тоже Басов, и опять же замечательные актёры, интересная работа..
    На КИНОЗАЛЕ есть.

  12. Надежда:

    Замечательный фильм!!! Смотришь и смотреть хочется!!!! Вот так надо ставить спектакль и снимать фильмы!!!! Басов достоин всяческих похвал, и как артист, и как режиссер!!!!

Оставьте ваш комментарий