«Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь» 1993 режиссёр Рэй Мюллер

b0f13a91c554a3f357e6b0cdf7cb3258Эта невероятно красивая женщина могла бы стать голливудской звездой, затмив блеск звезды Марлен Дитрих.  Джозеф фон Штернберг (к слову, такой же «фон», как я «ваше преосвященство») звал её в Голливуд. И могло бы срастись. И не было бы великой Лени Рифеншталь, воспевшей первый немецкий третий рейх и  немецкого первого фюрера в гениальной документальной опере «Триумф воли». И не было бы гениальной «Олимпии», где воспевалось человеческое тело и его дух. И не было бы послевоенного гонения и фактического запрета на профессию. И слова «ужасная» в названии документального фильма о знаменитой голливудской актрисе Лени Рифеншталь. Но всё это есть. «Последний раз я видела Гитлера на моей военной свадьбе 21 марта 44 года. И там мы с моим мужем получили приглашение приехать в Бергхоф. И там я его увидела в последний раз. Он был очень рассеян и говорил монологами. И я его уже воспринимала не как человека, а, скорее, как духа». Рифеншталь осторожна. Видно, что ей просто осточертело оправдываться. За что? 1476640-3x2-940x627«В Гитлера поверили 90% немцев, а я простой человек, просто художник, не политик и потом… вы обратили внимание в «Триумфе» на речь Гесса? Он говорит, что фюрер для народа и для него, Гесса означает — «Германия» и «мир»! Мир, вы понимаете? Тогда, в 1934-м никто не мог знать чем всё закончится. НИКТО! А что вы от меня хотите? Чтобы я «боролась», пошла в подпольщицы? С кем и за что? Кем я была? Чем был для меня фильм? Просто произведением искусства, поехала бы я в Москву, снимала бы там, поехала в Америку — там снимала! Везде, понимаете? Всех! Когда я узнала о Дахау, я была уничтожена. Это всё делалось по приказу Гитлера? «Сожалеть»  - не то слово. Для моего чувства не существует слов. Я должна была либо жить с этим дальше пятьдесят лет, либо умереть. В чём моя вина? В том, что я тогда жила? Да, я признаю, что сняла в 1934 году фильм о съезде партии, да, я не произнесла ни слова в защиту евреев, но я и не была антисемиткой, я не бросала атомных бомб и никогда ни от кого не отреклась.29S6vitxyaAЯ не была членом партии. Никогда не была. В ЧЁМ МОЯ ВИНА?» Лени садится за монтажный стол и просматривает кадры из «Триумфа». У неё загораются глаза — «Видите эту штуку на подъёмнике знамён? Если бы вы знали каких трудов стоило мне уговорить их установить на подъёмник камеру. Зато какой потрясающий план снят! Посмотрите! Словно орёл поднимается над полем. Посмотрите, как пересекаются и трепещут, словно живые, флаги. Это снято широкой камерой. Я монтировала фильм 5 месяцев, сначала по 8 часов, затем по двенадцать, затем двадцать в сутки. Он захватил меня полностью. Это потом меня трясли и терзали за него. А в тридцатых именно за это кино я получила самые престижные премии. Да, и в Париже тоже»… Никто не мог знать чем закончится? Или думали что не так? На что-то другое рассчитывали? В 39-м Лени Рифеншталь поехала в Польшу и пришла в ужас. Это война! Это не «искусство»! Сохранилась фотография, где она стоит среди немецких солдат и лицо её буквально сплющено ужасом. Что она видит? О чём думает?i (19)
«Я сказала фюреру после «Триумфа», что это моё первое и последнее кино для него. Больше я снимать ЭТО не буду. Другое —  буду. Это — нет! И не стала.» И никто не упрекает её в лукавстве, но я же не могу поверить, что Рэй Мюллер не смотрел «Tag der Freiheit — Unsere Wehrmacht» 1935 года. «День Свободы! — Наш Вермахт»… Но Мюллер не педалирует, ему дорог его фильм, старенькая Рифеншталь и так уже несколько раз срывалась в истерику, стоит ли рисковать! Зато мы сейчас можем всё это видеть и оценить. И ответить себе на старый и глупый романтический вопрос — совместимо ли злодейство с гением? Может ли гений плодотворно работать на дьявола? 05_Snapshot.inddДьявола?..

Видно как Рифеншталь так и подмывает бросить в камеру — «Это сейчас вы все такие правильные и правоверные, когда другой победитель написал свою историю, а если бы всё было иначе?» Но она молчит. А я не буду. Действительно, если бы всё было иначе? О чём бы пели высокоморальные и гуманные художники слов и кинолент? Кому бы воздвигали бронзовые монументы и мемориальные доски? В честь кого бы называли улицы, города, университеты, школы  и театры оперы и балета? И ещё я думаю, был бы мир лучше, если бы в нём сияла звезда актрисы Рифеншталь и никто бы не слышал о великом кино — «Триумф и воля» и «Олимпия»? Не уверен!..z_28034d87

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

6 Комментариев Опубликовано "«Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь» 1993 режиссёр Рэй Мюллер"

  1. Владимир (Подмосковье):

    Мне думается, чтобы лучше понять Рифеншталь, надо посмотреть «Долину», где она ещё и играет. Что до обвинений в «нацистской идеологии» — это любимый конёк определённой части западной критики, например, некто Зонтаг узрела сию даже в невиннейшем фотоальбоме, посвящённом нубийским племенам. Сам я считаю, что эта «борчиха с сексизмом», подружка «скандально великого» Лейбовица просто отрабатывала команду «фас», которую некто выдал в адрес Лени, и я догадываюсь откуда эта команда последовала, достаточно присмотреться к происхождению и карьере самой Зонтаг. Моя версия — уши растут аж с осени 1938 года, когда Рифеншталь была в Америке с «Олимпией» по приглашению МГМ, а в Германии грянула пресловутая «хрустальная ночь». «Была бы порядочной женщиной, порвала бы с Германией и осталась в Штатах, благо, такой случай подвернулся» — узнаваемая логика, не правда ли? А она взяла, да и вернулась. Нацистская свинья! Как-то так, да?
    И вся эта мелкая свора так и кусала Рифеншталь до самого конца, а она… пережила их всех, и умерла на сто первом году жизни.

  2. Насонова Марина:

    «Я сказала фюреру после «Триумфа», что это моё первое и последнее кино для него. Больше я снимать ЭТО не буду. Другое — буду. Это — нет! И не стала.»
    Да будя врать-то. Это набившее оскомину послевоенно-немецкое: это все нацисты, я ни причем, не состоял, не участвовал, не знал.

    Елена Съянова, «Гитлер_директория», из главы «Неснятый фильм Лени Рифеншталь»:
    «…фон Лестен пишет:
    «24 июня я пытался объездными дорогами вывезти съемочную группу из-под непрерывного огня русских, бивших в тыл корпусам. С нами отправили раненого под Слонимом подполковника Дальмер-Цербе, который был уже при смерти. Рифеншталь велела оставить часть аппаратуры в лесу, чтобы освободить место в машине. Она больше не снимала…».

    • Владимир (Подмосковье):

      Ну конечно же врёт. Она была нацисткой, самой настоящей и в чём-то права была Сьюзен Зонтаг (Розенблатт) — http://ps.1september.ru/article.php?ID=200004708
      И в Нубию ездила не только антропологией заниматься и фотографией; я не удивлюсь, если нубийцы интересовали шестидесятилетнюю Лени не только с эстетической стороны.
      Кстати, это видно, если посмотреть кинокадры, где она там расхаживает среди этих могучих живых чёрных машин.
      Ну и что? Что для нас важнее — то, что Лени наци или то, что она оставила человечеству в виде своих произведений?

  3. Насонова Марина:

    «Ну и что? Что для нас важнее — то, что Лени наци или то, что она оставила человечеству в виде своих произведений?»
    Полагаю, важно то, что она «в виде своих произведений» именно пропагандировала человечеству нацизм.
    «Триумф воли» смотрела в 2 приема. С 1 не дотянула. Залезут на трибуну и орут, орут, орут про свою расовую чистоту. Ох и рожи…

  4. Владимир (Подмосковье):

    Марина! Вот, интересно, зачем Вы закавычили «в виде своих произведений»? Что бы это значило? Вы не считаете кинематограф Рифеншталь искусством? Ваше право, но… Неверная точка зрения, как мне думается. И вот почему:
    по мне абсолютно неважно что там «пропагандирует» автор, (включая людоедство))), для меня, как зрителя главное — тот восторг, который меня охватывает, когда я вижу шедевр.
    Визуальное пиршество, хоть возьмите «Триумф воли», хоть «Олимпию»!
    Помните — «Лопаты… к ноге-е-е»!!!
    И несколько тысяч немцев «трудового фронта»с одинаковыми лицами делают «к ноге» и «на караул»!
    А какое потрясающее высокомерие на физиономии Гитлера!
    А как чёрные СС спускаются по лестнице!!!
    А как вопят эти тысячи немок и тянут руки позиговать!
    В этом есть нечто сексуальное, оргиастическое, что-то от древнего Рима!
    Вакхическое!
    Но ещё более потрясает всё это, когда смотришь на них с высоты своего знания Будущего!
    Сколько из них доживут до 1944?
    И почему не доживут?
    Как от всего этого веет Вагнером, смертью, сатанизмом!
    Эстетикой обезличенного громадного и холодного механизма, ещё недавно рассыпанного на шестерёночки и гаечки хаотичной толпы.
    В сущности, весь их съезд это сплошной театр поз!
    Помните Алису Коонен?
    Хотя бы в «Аэлите»!
    Не-е-ет, не могу согласиться с Вами. Лени Рифеншталь — гениальна!
    Я пересматривал её фильмы много раз и никогда не уставал!
    Находил новые планы и новые приёмы, которые ускользали от моего внимания раньше.
    «Пропагандировать человечеству нацизм» бессмысленно, фильмы Рифеншталь давно уже ничего не пропагандируют. Они — предмет чистого искусства.
    Как можно пропагандировать нацизм (расизм) столь разноцветному миру?
    Ибо Съянова права: национал-социализм никакой не «социализм», не выдюжит «раса сверхчеловеков» супротив остального человечества, её раздавят! Но это — другое, не надо путать политику и эстетику. Если бы я смотрел «Триумф воли» в 1935-45 годах, то, разумеется, просто кипел бы от ярости. Потому, что это была бы моя история и моё «сегодня»!.
    Сейчас иной взгляд. И Гитлер и Наполеон и Сталин и Навуходоносор и Ашшурбанипал (кстати, Вас не приводит же нынче в негодование та ужасная жестокость, с которой было подавлено восстание Шамаш-шум-укина!!!) всего лишь исторические персонажи, материал для изучения, а современные им артефакты и предметы искусства — всего лишь объекты для созерцания и эстетической рефлексии.
    Не так?

  5. Варяжский Гость из Коннектикута:

    Была нацистской сволочью?
    Да, была?
    Была талантливой дамой?
    Да, была!
    Но на её кинематографе не учить молодёжь, он сам заимствован.
    Это кто видел Дзигу Вертова вам подтвердит.
    Поэтому прощать её за уникальность не стоит.
    В рекомендуемым фильме изовралась бабка, так изовралась.
    А вот если бы честно сказала — «я вас ненавижу, ненавидела всегда», было бы куда как благороднее. Зауважал бы её. А так — не стану.

Оставьте ваш комментарий