Шум в сердце фильм Луи Маля 1971 г.

i332692Сам Маль говАривал, что из всех его картин периода семидесятых наиболее значителен, пожалуй,  фильм «Лакомб Люсьен», но лично ему нравится больше «Шум в сердце». Тонкая, филигранно сделанная,  ироничная картина с бесчисленными подтекстами, прочесть которые, увы, дано не каждому. Большинство воспринимает это кино, как простую историю сексуального взросления и становления четырнадцатилетнего французского подростка из состоятельной буржуазной семьи. В 1954 году.14 Подростка. который читает модные книги для взрослых, учится в иезуитской привилегированной школе, пишет сочинения на латыни, обожает экзистенциализм,  Сартра, Камю, Бориса Виана и готовится то ли в адвокаты, то ли во врачи, то ли в литературу и искусство, в общем — в элиту. — «Нобле́с», как говорится, «обли́ж»! — Которого старшие  (на год-два всего-то) братья изо всех сил стараются подтянуть до своего уровня, чтоб мужчиной стал, а пока, блин,  ботаник ботаником! И для этого таскают его по весёлым компаниям и даже проститутку ему покупают в подарок — учись, несчастный, и не будь лохом! А когда с проституткой не очень-то и выходит, как-то само собой к воспитанию чувств юного Лорана Шевалье подключается его симпатичная, тридцатипятилетняя мама. 20131104coming-of-age4Которая очень по-французски и вполне себе буржуазно имеет любовника и весь надлежащий к сему букет страданий и мук, местами просто невыносимых, если бы не сыновье сочувствие, однако… всё оканчивается легко и весело, тоже вполне себе по-французски — милым инцестом. Правда, что это был за инцест,  какой степени глубины  и силы, автор картины от зрителя целомудренно утаил. l-le-souffle-au-coeur-3bcs5
Оставив зрителю лазейку для оправдания мамы Лорана, такой красивой и замечательной. И когда она говорит сыну — «то, что произошло — пусть навсегда будет сохранено в нашей памяти и об этом не узнает никто и никогда»  - добрый зритель надеется, что ничего там не было такого… этакого!..

Ой, мужики, да все мы проходили подобное в четырнадцать-то и пятнадцать (кроме инцеста, это уж чересчур для нашей отсталой страны) – и за девчонками подглядывали и доблестями мерялись при помощи линейки и хвастались друг другу мнимыми и действительными победами… да много всего. Понимаем! Правда, ни камердинеров, ни кухарок с горничными; это у нас как-то мимо просвистело, да и чёрт бы с ними, с камердинерами! И проституток покупать – с жиру: девчонок простых и добрых у нас всегда задарма хватало. А так всё, как и у нас,  ровно!  Точь в точь! Это если не обратить внимания на контекст и год – 1954! А контекст такой – колониальная Франция распадается, от неё с кровью и с клочками мяса отваливаются последние заморские территории. Франция не нужна больше ни Алжиру, ни Вьетнаму,06 Франция на пороге чего-то совсем Иного! Об этом постоянно талдычит радио, об этом каждодневно громогласно заявляет правительство, об этом кричат газеты, об этом взрослые разговоры за столом. Об этом буквально ВСЁ! И все – буквально ВСЕ! – кроме мальчишек, которым дело только до девчонок и прочих удовольствий и которые так и заявляют – «нам это ваше правительство и этот ваш Вьетнам по фигу»! Иное — взрослые: говорят одно, думают другое, делают третье. Глава семьи мнит себя главой, а он просто финансовый директор этой семьи. Красивая мама Лорана регулярно сбегАет из дому, пару часиков покататься к краю горизонта с любовником, финансовый директор ни в зуб ногой, любовник требует любовницу под венец, а та рыдает – «ты не понимаешь меня». И спокойно проводит мастер-класс взрослости с любимым младшеньким. А младшенький, поревновав-поревновав её к любовнику, в конце концов жалеет и гладит по щеке – «ты ещё найдёшь свою любовь, мамочка». 238098_original
И та спокойно возвращается к финансовому директору семьи, как будто никогда  никуда и не бегала! И сыну уроков любви не давала! И не собирается «искать свою любовь»! Даже и в голове не держит!12-00082Знакомая картина? На первый взгляд, а приглядишься… Нет, мужики, что-то не упомню у нас такого, даже близко! Вне всякого сомнения, фильм Луи Маля во многом автобиографичен… Он именно из такой семьи. И именно из такого, — чуть раньше, — времени и  такой страны. И если осознать всё это и до конца прочувствовать, то «странная» война 1940 уже совсем не покажется  странной. Я вот о чём!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

5 Комментариев Опубликовано "Шум в сердце фильм Луи Маля 1971 г."

  1. Алексей Ганин:

    Скажите пожалуйста, Леонид Вениаминович, будет ли какая-либо польза от просмотра этого фильма? Ведь после таких рекомендаций не захочется окунаться в «грязевую ванну». Да и другие фильмы режиссера с говорящей фамилией Mal, возможно тоже совершенно не нужно смотреть? Вероятно, это некая иллюстрация или учебника, или учебного пособия для психиатров? Тогда зачем Вы упоминаете об этих фильме и режиссере?

    • Почему бы не сказать. «Грязевая ванна» (при верном диагнозе) окромя пользы ничего не принесёт. Фамилия режиссёра, если мы окончательно перешли на французский язык, Malle. А остальное решать Вам. Кстати, ежели про французский, то фамилия в Вашем e-mail Duroy («Милый друг»), У Вас неправильно

    • Алексей Ганин:

      Насчет французского языка — Вы правы. Честно говоря, выбор имени почтового ящика был неудачен (как я понял впоследствии). Однако при каком диагнозе можно принять подобного рода
      ванну,- не представляю.

  2. Гунар:

    А я вот о чем подумал, уж коли речь о «странной войне»: как стремительно изменяется настроение в обществе. Вот к примеру из Фитцжеральда 20-х гг.:
    » А Западный фронт в Европе повторить нельзя и не скоро можно будет. И напрасно молодежь думает, что ей это по силам. Еще первое Марнское сражение можно было б повторить, но то, что произошло здесь, — нет, никак. Для того, что произошло здесь, потребовалось многое — вера в бога, и годы изобилия, и твердые устои, и отношения между классами, как они сложились именно к тому времени. Итальянцы и русские для этого фронта не годились. Тут нужен был фундамент цельных чувств, которые старше тебя самого. Нужно было, чтобы в памяти жили рождественские праздники, и открытки с портретами кронпринца и его невесты, и маленькие кафе Баланса, и бракосочетания в мэрии, и поездки на дерби, и дедушкины бакенбарды.» А в 1954 году, не по силам был уже Индокитай. А этот малыш уже на пенсии, но дорогу неомарксистам, которые сейчас принимают «гей-законы» пробило именно его поколение, образованное, искушенное и пресыщенное. Слава Богу мы однако «поотстали», пока…

  3. Сергей:

    Полагаю, что данный фильм пособие для психиаторов, которые пытаются найти причины духовного дисбаланса личности в психике маньяков, у которых эти изменения произошли в детстве. Наглядный пример того, что раннее сексуальное воспитание только калечит неокрепшие души подростов, нправляя их помыслы к тревиальным (первобытным) решениям в период гиперсексуального развития.

Оставьте ваш комментарий