Сокуров: От «Фауста» к «Франкофонии»? Или от «Реки Потудань»?

 

1472602342_430992039«Торопиться некуда, говорит он. До конца света ещё миллиард лет, говорит он. Можно много, очень много успеть за миллиард лет, если не сдаваться и понимать, понимать и не сдаваться.»

А. и Б. Стругацкие

Сначала немного самоцитат. Потому, что когда-то заметка о «Фаусте» выпала в рубрику «послушать», а что тут слушать-то? Тут смотреть!

Сокуров снимает кино для очень взрослых. Для очень начитанных и «насмотренных». Или, как модно говорить, — «продвинутых»…Надо признать, что «фаустов» со времён Гёте поставлено и наснято столько, что… «Вишнёвый сад» лишь, пожалуй, опережает. Больше — ничто. Большинство постановок помнят лишь специалисты- искусствоведы, зрители же… сначала был плохой прокат, потом скоротечное забвение.

Кто помнит сейчас нашумевший «арт-триллер» Ортего Ортиса «Фауст 5.0» 2001 года? Между тем этот фильм когда-то получил престижную премию «Гойя»…Как я и предполагал ещё лет пять тому назад… «Фауст» Сокурова снискал «некоторое подобие» триумфа на фестивалях, несколько умных (чаще – заумных) рецензий в Сети, имел благожелательную «бумажную» прессу, мизерный тираж, открытую раздача на торрентах, благополучное забвение.

И это при том, что произведение получилось мощное, — Ортиса даже и рядом ставить грешно, — великолепный сценарий, глубокая и свежая трактовка, тонкая операторская работа, выразительная игра, оригинальный философский подтекст. Это вам не тот Фауст, который за истину душу продаст, тут у человека (да-да, слаб, слаб-с) «есть магниты попритягательней»!

Да и где она – душа? Потроши-перепотроши хоть живого человека, хоть труп — нет там никакой души! И – никогда не было! Есть то, что возбуждается на «магнит». Компас такой. Пока компас работает – ты живой. А умер, значит, компас сломан! Mefisto-Sokurov1-1024x682

И что за ничтожество на фоне такого человекокомпаса какой-то чудак Мефистофель? Прямо – деревенский дурачок! И что за «зло», провозглашаемое им «Зло»? Так, «несистемная оппозиция» какая-то. Клоунада!

Я не совсем понимаю, что может связывать «Фауста» с другими фильмами Сокурова, подаваемыми им, как «цикл»? С «Тельцом», «Молохом» и «Солнцем»… С «Рекой Потуданью» («одиноким голосом человека»), может быть лучше связать ВСЁ, что наснимал Сокуров? И смотреть ВСЁ это как единое?

Можно, конечно, выразиться умно: дескать, в этих произведениях показана тщета человеческих вожделений. Или нечто в таком же роде. А разве не о том вся мировая литература и весь мировой кинематограф? В котором существует Сокуров, «понимая и не сдаваясь, не сдаваясь и понимая»! Как будто впереди миллиард лет до конца!

Разумеется, я не говорю о творчестве Лукаса, Спилберга, Джексона и Кэмерона. Это – святое. Тут всё «для человека». Для людей! Для самых добрых, честных, светлых, неиспорченных и правильных! Для детишек!

«Франкофония» тоже не для них, таких родных и таких глазастых. Это о Лувре. О людях Лувра. Фильм совершенно не похожий на «Русский ковчег», что бы там не говорили некоторые.

Помните, как в «Ковчеге» де Кюстин разглагольствовал о несовместимости «русского духа» с «европейским»? Дескать, вы всё пытаетесь нам подражать вместо того, чтобы вырастить своё, национальное, поэтому весь этот ваш Эрмитаж, даже с учётом того, что он набит нашими, европейскими предметами искусства, на самом деле медвежья берлога, если присмотреться

«В ресторане по стенкам висят тут и там три медведя, расстрелянный витязь»…

Ну, Кюстин, тот понятно, а сам Сокуров что? Тоже сокрушается своей корневой испорченности тёмным православием? Или просто ставит вопросы зрителю? Мне показалось — сокрушается. Кто не согласен — оспорьте!  В «Франкофонии» Сокуров ну совершенно никак и нисколько не русский. Вот, где дух европейский!

Его герои — абсолютно европейцы, — и Метерних и Жожар, — это их Лувр, это их искусство в замках Европы. Не в берлогах. И даже в форме офицера вермахта — европеец есть европеец. 65027Что есть Лувр для европейца? ( в скобочках шепну — для СОКУРОВСКОГО европейца. Из «Франкофонии». Потому, что хоть и реальные прототипы у персонажей, но я больше Малю верю, чем Сокурову по части петеновской Франции, да и не только петеновской , а Франции как таковой).

Да, это их искусство, они жизнь за него положат куда угодно. Хоть на алтарь, хоть на плаху, хоть в бухенвальдскую печь, хоть в мешок ведьме. Или Мефистофелю на кончик пера. Гимн Европе, а не фильм! Ну.. да. Лишь бы в гимне том не слышался отзвук заупокойной мессы. Совсем не Европе. Другой стране. Или мне он лишь прислышался?

Меня больше интересует сам Сокуров, уроженец утонувшей иркутской деревеньки Подорвиха. 0_4887d_706f578d_MЯ вспоминаю его прежние фильмы и думаю — кто он, этот, несомненно, один из талантливейших, — если не самый талантливый! — из современных русских режиссёров? В его движении… куда? И тут я бы отправил зрителя пересмотреть сокуровского «Фауста». И его давнюю экранизацию  «Миллиарда до конца…»  Стругацких.

«Сказали мне, что эта дорога приведёт к океану смерти и с полпути я повернул обратно. С тех пор все тянутся предо мной кривые глухие окольные тропы…»d59489141a1e

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

13 Комментариев Опубликовано "Сокуров: От «Фауста» к «Франкофонии»? Или от «Реки Потудань»?"

  1. Станислав:

    На мой взгляд, Сокуров (при всех своих перестроечных взглядах) является порядочным и сомневающимся человеком, который много хорошего сделал для страны (работает с киношной молодежью, сделал великолепный фильм про Эрмитаж). При этом он не опускался до оскорблений в адрес страны (в отличие от негодяя Алексея Германа-старшего).

    • СерП:

      Может ли порядочный человек быть конченным идиотом? Задумался..

  2. Сергей:

    Станислав, Сокуров опустился гораздо ниже оскорблений своей страны: он публично предлагает отдать Курилы Японии. Т.е. фактически призывает к развалу страны.
    Полистайте сеть:
    https://yandex.ru/search/?text=%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8B&lr=213&clid=1923020

    • Станислав:

      Это не оскорбление, а мнение (у нас 25% территории отдали другим странам и мы все промолчали — разве не так?) Сокуров страну не оскорблял (он оскорблял российских журналистов (эти люди этого заслуживают), в отличие от негодяев типа Германа

  3. Варяжский гость из Коннектикута:

    Кроме «европэйца» он ещё и «почётный японец».
    А насчёт Курил, да они бы всё поотдавли (про шельф не слышал что ли?).
    «Всё-равно России земли-с — не в коня корм народу-кретину, отдать бы народам умным-с»
    Скандалит с расчётом, гнида!
    Лишь бы на фестивалях блистать.
    Из тех, кто микадо поздравлял с Цусимой.
    Фильмы его с претензиями. Бессмысленные длинные планы, бессмысленные типа «аллюзии». Умрёт и сразу забудут его.
    Дурит голову критике и «интеллигентному» зрителю.

  4. Аслан:

    Станиславу:
    Из интервью «Радио Свобода»: — » … Наша позиция предельно ясна: мы за неруши
    мость границ в Европе, мы за территориальную целостность Украины и мы считаем,
    что Крым принадлежит Украине, его аннексия незаконна и должна быть отменена”
    —————
    При посещении Крыма(21 декабря 2015): — «Крым мы подло отжали, русским позор,
    за Донбасс еще ответим и перед богом, и перед миром, украинцы нам не братья, а
    соседи (которых мы, россияне, водили за нос своим «братством»
    —————-
    Пресс-конференция, посвященная открытию кинофестиваля «Полный артхаус». Челя
    бинск. «Своим выпускникам я сказал: у кого есть возможность уезжайте …»
    ——————
    Про Курилы я опоздал.
    =====================================================
    СерП, не обижайте идиотов. Они не делают подлостей(сознательно).
    =====================================================
    «Коннектикутский» абориген, что за манера — читать чужие мысли? :)
    Причём, слово в слово.
    ================================================
    Порядочные люди от «Яблоко» не баллотируются (ИМХО)
    ———————-
    После просмотра «Фауста», помнится, захотелось принять ванну.

  5. Сергей:

    Если действительно неумного человека обозвать «дураком», то за это можно быть привлечённым к уголовной ответственности за оскорбление, ибо это преступление.
    Бомондщина считает своими лучшими манерами публично в открытых изданиях поносить страну и народ. Заметьте, никакой ответственности за это не наступает. Надругательство над государственным флагом тоже преступление. Публичное оскорбление (обзывание, глумление) народа и страны всегда сходит с рук.
    У нас нет такой правово

  6. Сергей:

    У нас нет такой правовой нормы, как лишение гражданства. А должна бы быть. По отношению к высказываниям всяких этих «сокуровых».
    Лет 15 назад известный турецкий эстрадный певец отказался от службы в армии. Под угрозой лишения гражданства он пошёл служить.
    Так что мера эффективная.

    • Luka:

      Сергей, все гораздо проще. Не надо лишать гражданства. Надо просто, чтобы человек снимал кино на свои деньги, или привлеченные,но не государственные.И все.
      Это,кстати, касается и когорты холуев-режиссеров, которые за гос.деньги умудряются это же государство обоср…ть.

    • Станислав:

      Luka истину глаголет)) Поддерживаю: в бедной стране нужно людям помогать, а все конторки по футболу и михалковские фонды кино закрывать к чертям…

  7. Варяжский Гость из Коннектикута:

    Судя по первой и последней цитате поста. автор рассчитывал на хотя бы минимально начитанного, в среде которого (которых) не знать «За миллиард лет до конца…» моветон есть и чудовищный пробел в образовании. Боюсь, однако, в живых таких немного уж осталось. Для них ещё цитата, чтобы лучше въехали в пост ЛВ (если, конечно, не совсем поражены мозговым окоченением) -»Не спрашивай меня, говорил Вечеровский, почему именно Малянов и Глухов оказались ласточками грядущих катаклизмов. Не спрашивай меня, какова физическая природа сигналов, потревоживших гомеостазис в том уголке мироздания, где Глухов и Малянов затеяли свои сакраментальные исследования. Вообще не спрашивай меня о механизмах действия Гомеостатического Мироздания — я об этом ничего не знаю, так же как никто ничего не знает, например, о механизмах действия закона сохранения энергии. Просто все процессы происходят так, что энергия сохраняется. Просто все процессы происходят так, чтобы через миллиард лет эти работы Малянова и Глухова, слившись с миллионами и миллионами других работ, не привели бы к концу света. Имеется в виду, естественно, не конец света вообще, а конец того света, который мы наблюдаем сейчас, который существовал уже миллиард лет назад и которому Малянов и Глухов, сами того не подозревая, угрожают своими микроскопическими попытками преодолеть энтропию…»

  8. августинович валерий:

    Простая, казалось бы вещь, не берись за то, в чем ты не разбираешься (политика, история, экономика и т.д.), особенно если ты-человек публичный. Самая лучшая этика-это этика такта, тактичности. В последнее же время появился сонм «учителей», имеющих убогие знания предмета и тем не менее пропагандирующие «ценности». Кого только нет на «кафедре». А послушаешь их (фамилии не называю, хотя так и хочется приложить), так даже любителю вроде меня тошно: убожество, убожество и еще раз убожество.

  9. Гунар:

    Мне показалось главным в «Франкофонии» кроме уважения и даже преклонения перед европейской культурой, приглушенный вопль о пресловутом двойном стандарте, когда вопрос касается России. «Все культурные ценности на востоке не имеют значения…». Там, ради культурных ценностей, договаривались и сдавали полстраны, после недолгой «гибридной» войны, а здесь получайте тотальную войну, неуступчивые большевики. Были бы не большевики, а кто-то другой, тот же царь — история бы повторилась. Комиссия по культурным ценностям на Востоке так и не была создана: шли постоянные бои — проклятые большевики…

Оставьте ваш комментарий