UNITAS значит — СОГЛАСИЕ!

Общеизвестно, что Ветхий Завет регламентировал чуть ли не все стороны жизни. Как и что кушать, как и когда носить, как жениться, как делать детей, как молиться Богу и так далее. Не забыта там и такая «мелочь», как… «утилизация продуктов естественной жизни тела». Подробно описано, как надо взять лопатку, выйти в пустынное место, выкопать ямку в песке и… До мелочей! Мне всегда казалась такая скрупулёзность непонятной, если не сказать – смешной! И только недавно задумался: ну, не дураки же были авторы Библии! Зачем-то ведь акцентировали!

unitas

Посмотрите, какое внимание уделяют они приготовлению и употреблению пищи! Это акт мистический! Совместный стол, словно совместное (единое, семейное) обращение к Богу – «спасибо Тебе, что Ты дал»! Но разве не чувствуем мы почти такого же мистического значения,придаваемого древними авторами процессу обратному? Который (почему?) должен непременно быть сугубо интимным, личным («взять лопатку, удалиться в пустыню»)…

Что-то в это есть, согласитесь!

Мне хочется поделиться соображениями, которые на первый взгляд, кому-то могут показаться смешными, абсурдными и даже в чём-то оскорбительными. А что тут оскорбляться? Я же и сам тут живу и часть, как говориться, «исторического процесса». Речь пойдёт об одном, на первый взгляд несложном, техническом приспособлении, которое настолько облегчает (в прямом смысле – тоже!), настолько украшает (в некоторых богатых домах – особенно!), настолько цивилизует (тут – особое внимание!) наше каждодневное существование, что «TheTimes» даже включила его в десятку величайших изобретений человечества!

Да, конечно же, я имею в виду Его Величество Унитаз!

Естественно, подключенный к городской канализации («нет цивилизации без канализации»).

Если мы обратимся к истории человечества, то непременно обнаружим, что у древних племен, с приобретением вида и статуса «народа» и «государства», непременно появлялись некие обязательные к тому основания и признаки. Умение делать керамическую посуду, например. Умение организовать переработку животных и растений в пищу, а потом пищу эту грамотно хранить и употреблять. Умение изготавливать предметы (от меча до скамейки) и предметы эти использовать. Возможно, это и есть так называемая «культура» — УМЕНИЕ ИЗГОТАВЛИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМИ? И, как только происходит упадок государства, как только начинается процесс его дезинтеграции, развала – тут же люди утрачивают: и навыки изготовления предметов, и умение пользоваться ими. Жизнь упрощается, стремится к минимизации желаний, к «не до жиру, быть бы живу», к утрате «лишних» земель, к растворению и исчезновению! И, наоборот – когда цивилизация на подъёме, когда ширятся её территориальные завоевания, растёт её население, укрепляются и структурно усложняются её города, развивается и усложняется её промышленность («искусство изготавливать вещи»), развивается и усложняется быт её граждан!

Та же «TheTimes», включая унитаз в десятку «величайших изобретений», имела в виду, разумеется, тот самый, британский, запатентованный в 19 веке английским слесарем Томасом Креппером, и «раскрученный» при викторианском дворе двумя деловыми ребятами – королевскими механиками Дженнингсом и Твайфордом!

Дескать, именно с него началась «эра правильных туалетов» с гидрозатворами и сливными бачками, именно Британия (а кто же ещё?) дала миру это чудо быта, как, впрочем, и всё остальное!

Да и до «унитаза» был (также британский!) прорыв в этом деле — ещё при Елизавете Первой сэр Джон Харрингтон изготовил несколько чУдных стульчаков лично для королевы! Жаль, клерикалы вмешались, перегородили путь прогрессу, а то бы ещё в 16 веке (!) Британия совершила «маленький шаг, но гигантский скачок»!

Конечно же – обычная западная пропаганда! Куда с этим стульчаком было «врезАться» в те времена? Городской, нормальной канализацией-то в Лондоне тогда и не пахло! Хотя, «вообще» — пахло! Будь здоров, как!

А между тем, ещё в Мохенджо-Даро, четыре с половиной тысячи лет назад были и канализация, и туалетные комнаты и то, что сегодня мы называем унитазом!

И в Египте (правда, без проточной канализации) отхожим местам уделялось огромное внимание!

И в Риме, общественные туалеты которого вошли в историю (помните Веспасианово – «деньги не пахнут»?)

И везде – заметьте – ВЕЗДЕ – и в Индии и в Египте и в Риме, как только эти цивилизации ветшали, осыпались, приходили в состояние «бывших»… упадок и развал сопровождался в первую очередь утратой НАВЫКОВ ОБРАЩЕНИЯ с предметами быта и с умением эти предметы производить!

С КУЛЬТУРОЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ И КУЛЬТУРОЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ ОТПРАВЛЕНИЙ — в том числе!

А может быть – в первую очередь?!

Полторы тысячи лет Рим существовал без серьёзных массовых эпидемий (хотя, римляне завоевали весь мир и таскали в метрополию бациллы отовсюду).

Египет – в два раза дольше!

Пришли варвары, городское хозяйство было разрушено, канализационные сети заброшены, — содержимое ночных горшков в Средневековье, да и в Эпоху Возрождения выплескивалось прямо на улицу, — читайте Боккаччо, — и вот, нате вам: «Царица Грозная Чума теперь идёт на нас сама»!

Потом оправдывались, — крысы виноваты, завезли их случайно во время Крестовых походов, вот и…

Видимо, в эпоху Рима крыс «ещё не было», они позже «зародились», в грязных тюрбанах неверных сельджуков…

По разным оценкам чума унесла от одной трети до половины населения тогдашней Европы! И только с эпохи Возрождения стала потихоньку возрождаться и культура удаления нечистот! Правда, прошло ещё лет двести до стульчака Харрингтона, а от него ещё триста до одного из «десяти величайших изобретений всех времён и народов»!

А что же в России? До ХХ века основная масса народа жила фактически в лесу и в поле. Ну, не считать же всерьёз некоторое скопление жилых и хозяйственных деревянных построек «городом», где требуется сложная и дорогая система удаления отходов жизнедеятельности. Помните? – «не до жиру»! Дерево, ямка… Самое бОльшее – огороженный угол во дворе и яма для помоев. Зимой – общее ведро в сенях! Кстати, так жили наши люди даже в середине ХХ века! Вот бессмертные строки Ахматовой (свидетельницы и участницы) –

«Я люблю ходить в ведро,
Заносить над ним бедро.
Писать, какать, а потом
Возвращаться в тёплый дом…»

В городах же… Не хочется писать монографию про историю канализации в России, приведу лишь некоторые примеры. Все помнят, как проф. Преображенский бранил «разруху», связывая её, в том числе, и с нежеланием (неумением?) «ходить» не мимо унитаза. Так ведь люди-то всё были непривычные к «буржуйским штукам»! А привычные к дереву, к ямке, к лесу и «чисту полю»…

Этот профессор таки неплохо жил! В самой Москве ещё и в двадцатые-тридцатые годы более половины жилых домов не были подключены к канализации! Летом – «сортир» во дворе, выгребная яма. Зимой – «я люблю ходить в ведро»… Да что там двадцатые! Точно так же живут люди и сегодня в абсолютном большинстве городов средней полосы России! Съездите на экскурсию в какие-нибудь Плёсы, Шую или Суздаль!.. Но, вернёмся в Москву двадцатых…

В есенинской поэме «Времена негодяев» некто Чекистов говорит –

«Я гражданин из Веймара
И приехал сюда не как еврей,
А как обладающий даром
Укрощать дураков и зверей.
Я ругаюсь и буду упорно
Проклинать вас хоть тысячи лет,
Потому что…
Потому что хочу в уборную,
А уборных в России нет.
Странный и смешной вы народ!
Жили весь век свой нищими
И строили храмы Божии….
Да я б их давным-давно
Перестроил в места отхожие.»

Вот ведь до чего может довести человека обыкновенный мочевой пузырь! До утверждения, что храмы (безусловно – вершины Культуры) перед «отхожим местом»… ничто! Конечно же, это Есенин вложил в уста «не еврею, но обладающему даром» Чекистову! Но, пришло же это в голову не гипотетическому негодяю «чекистову», а самому автору! Пожил Сергей в «Англетере», посидел с газеткой в уютном месте, вспомнил, как в юности, в селе Константинове, бывалочи… А тут… И завидки берут и злость и даже назло злости гордость какая-то – «Зато у нас храм Василия Блаженного есть»! А п…ть — негде! Вот оно – прямо-таки в клочья раздирающее русского творческого интеллигента противоречие! И попробуйте доказать мне, что это – не драма!

Поверьте, я говорю это без малейшей иронии!

Много воды с той поры утекло! Сегодня, когда я пишу эти строки, я твёрдо знаю – случись чего, у меня всегда к услугам… Красивый, монументальный безотказный! Где я всегда могу, не оглядываясь, не отворачиваясь от ветра и метели, не опасаясь основательно приморозить-застудить… Хоть сейчас!

И я твёрдо знаю, и я всегда помню – не все мои сограждане могут похвастаться этим же!

И я верю, что будет праздник и на их улицах!

Ибо, сколько я живу – был только прогресс!

Всё больше и больше людей приобщаются к этой стороне Цивилизации и Культуры!

И я твёрдо знаю, и я всегда помню, что без сложнейших канализационных сетей, без согласованной дружной, слаженной работы соответствующих служб и целой армии специалистов ничего подобного просто не может быть!

Может быть, именно поэтому данное приспособление называется UNITAS, что в переводе с латыни на русский означает СОГЛАСИЕ?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
А вы что думаете по этому поводу? Обсудим? Чтобы оставить комментарий, необходимо указать адрес Вашей электронной почты. Комментарии публикуются после модерации. Вы можете использовать глобально распознаваемые аватары - http://ru.gravatar.com

21 Комментариев Опубликовано "UNITAS значит — СОГЛАСИЕ!"

  1. Сергей:

    Здравствуйте, Леонид!
    Вы затронули острейшую проблему (без преувеличения) современной России.
    Где общественные туалеты в наших городах? Нет их. Я родился и живу в Москве всю жизнь. Я прекрасно помню во времена «трижды проклятой» советской власти на улицах Москвы были общественные туалеты. Не скажу, что их было много, да и не все они были достаточно комфортны, но они были. В начале 90-х годов они стали платными, а вскоре совсем исчезли.
    Что сейчас? Лужковско-батуринские синие кабинки, мимо которых проходить противно, а не то чтобы ходить в…
    Когда слышу стенания о патриотизме, вернее его отсутствии, всегда отвечаю: патриотизм начинается с чистоты в подъездах и наличия общественных туалетов. Первое всецело зависит от каждого из нас. Второе в основном от местных властей. Но я не слышу, чтобы люди (избиратели!) требовали от властей строительства достаточного количества общественных туалетов. При этом заметьте, потребление пива и прочих напитков значительно увеличилось.
    Неоднократно замечал, будучи за рубежом, что владельцы заведений, расположенных на первых этажах, разрешают прохожим пользоваться их общественным туалетов. Слышал, что в некоторых странах такое правило закреплено законодательно. Представляете!
    А что у нас? Великие поэты описАли.

  2. Русский:

    Китайские археологи, занимающиеся раскопками в провинции Хунан (район Хунджи), удивили мир потрясающим открытием: древние китайцы первыми изобрели не только компас, бумагу, шелк, но еще и унитаз. Об этом свидетельствует древнейшее устройство подобного рода, обнаруженное в захоронении монарха Западной династии Хан.
    Древнейшему в мире унитазу — более 2000 лет. Создан он был, по мнению экспертов, примерно в 50-100 годах до нашей эры. Смыв продуктов жизнедеятельности организма производился при помощи воды из водопровода, который китайцы изобрели тоже раньше европейцев. Таким образом, китайцы отняли пальму первенства в создании «уютного уголка» у слесаря королевы Виктории Томаса Краппера. Именно он изобрел U-образную сливную систему для своей монархини. Правда, поговаривали, что крестник королевы Елизаветы также как-то преподнес своей крестной маме нечто подобное в качестве подарка в день ее ангела. Но то ли в конце XVI века унитаз считался стратегически важным секретным изобретением, то ли не понравилось Елизавете нетрадиционное для того времени отправление естественных нужд, но ее унитаз история не сохранила. Серийное же производство унитазов впервые предприняла в начале нынешнего столетия испанская фирма «Единство» (по-испански ее название звучит как «Унитас» с ударением на «и»).

    • Русский, всё правильно, унитаз — необходимая и обязательная ступень в развитии почти любой цивилизации.
      Убеждён, что когда найдут наконец-то Атлантиду, то и там под обломками великой и загадочной древней империи, обязательно отыщут какие-нибудь приспособления для этого дела, причём, особенной, атлантидской конструкции!
      Так что пусть англичане не воображают, тем более, что и там нет единого мнения, кто что у кого украл — есть сведения, что U-образный гидрозатвор изобрёл в 1849 году некто Стефан Грин. Насчёт печальной судьбы унитаза имени Елизаветы Английской: есть версия что сэр Джон изрядно прокололся, назвав своё творение «Метаморфоза Аякса», что вызвало смешки придворных, дескать трон Елизаветин потихоньку превращается сами понимаете во что. Да и воняло от него изрядно!
      Опередил, стало быть, своё время сей гаджет!

  3. DrWatson:

    Мой прапрадед, крестьянин села Столыпино Зубцовского района Тверской губернии, ещё в XIX веке среди прочих благ цивилизации завёл в своём доме натуральный городской туалет — фаянсовый унитаз, бачок, слив. По свидетельству родных, вполне достойный даже по сегодняшним временам. К сожалению, родовое гнездо сохранилось только в фотографиях. В войну немцы организовали в доме штаб, а наши потом соответственно по нему жахнули.

  4. Мышонок:

    Леонид, великолепно! Прямо Ода Унитазу и бытовой культуре! Спасибо!

  5. Гунар:

    Когда я слышу про унитазы древнего Рима, Китая и др. меня охватывает не радость, а скорее базальная тревога. Наличие унитаза и канализации никак не помогло этим цивилизациям избежать печального финала. Так что, сидя на унитазе с газетой или с книгой нужно помнить, что ничего вечного в мире не существует. За внешними признаками цивилизованности, за казалось бы устойчивым развитием, стоИт ли цивилизованность подлинная, которая важнее многократно. Пример: на Алтае перед первой мировой войной были села с телефоном, кинотеатрами, и наверное с WC, но всего через 5 лет в тех же местах людей брали в заложники сотнями, а последнюю банду гоняли по горам до начала 30-х.

    О моих лесных предках. Наличие у славян подсечного земледелия свидетельствует о том, что когда-то до великого переселения народов, славяне жили на хороших землях, но в исторически короткий период были изгнаны со своей прародины в лесные массивы. Вот это загнанность и сформировала экстенсивные формы хозяйствования и мироощущения. Не дали нам в свое время даже краем глаза взглянуть на римский стульчак, а отогнали палкой подальше более свирепые и наверное более страждущие прикоснуться к высокой античной культуре вандалы, вестготы и пр.

    Да, низкий уровень внешней культуры — наша давняя беда. Как я веду себя в туалете, когда меня никто не видит, это говорит не столько о прошлом моих лесных предков, сколько об уровне моей анонимной ответственности. Эту ответственность Европа после чумы вбивала в своих жителей столетия довольно свирепыми методами, вспомните об обязанности «подметать свою сторону улицы», о праве каждого горожанина выхлестать окно у неряшливого хозяина и т.п. Анонимная ответственность вот что обеспечивает устойчивость общества, а с унитазом или с ведром – не суть важно.

  6. Михал Иваныч:

    Леонид Вениаминович, а золотой unitas что обозначает on your opinion ;) ?

  7. Михаил Иваныч:

    Леонид Вениаминович, изъясняюсь словами. Смайлик означал подражение могучему вахидовскому креативу с заменой первой буквы в слове или фразе, который Вы сами же и озвучиваете на небезизвестной радиостанции, к примеру: пловарь, пыва-печь, пухонный помбайн и далее по текстам. Странно, почему-то в данный момент Вы не оценили такую оригинальную находку :( Посему впредь клянусь к подобному не прислушиваться даже фрагментарно, ибо научат плохому. А также изъясняться только на литературном языке и только всерьёз, включая и тему unitass.
    С уважением, Михаил Иваныч

    • Михал Иваныч, я не непримиримый противник смайликов, а, даже, если бы и возражал против их применения… кто бы меня послушал? «Не хотите — так и не кушайте». Я и сам их иногда употребляю, хотя, хотя, потом всегда задаюсь вопросом — зачем я это сделал? Зачем мне понадобилась дополнительная пиктограмма, да ещё такая примитивная?
      А насчёт темы… да ведь серьёзная же тема, требует академического тона дискуссии, согласитесь (тут должен быть смайлик).

  8. Геннадий:

    Леонид Вениаминович — благодарю Вас! За…незабываемые минуты чтения и наслаждения — темой и её развитием…слогом…настроением! Сам — будучи лично 1998 году в Помпеях был неприятно удивлен сравнением — как люди жили около 2000 лет назад в границах ныне Итальянской Республики и сегодняшней России! Санитарные нормы у них блюлись не просто, а еще и с комфортом…как Вам — в парной, устроенной 2000 лет назад, пол — с подогревом и потолки над лавками не плоские, а полукруглые с насечкой — чтобы конденсат от пара осаждаясь на более холодном потолке не капал на клиента, а по окружности стекал на стены!
    С Уважением.
    Геннадий

  9. Августинович Валерий:

    Локальная канализация и водопровод возможны только в теплых странах, там, где и начиналась цивилизация. У нас же замерзнет все к черту. Подогрев-дорог. Да и сама канализация—сложная инженерная система, нужны еще очистные сооружения, а не просто слив—а то вместо «цивилизации» будет эпидемия ниже по реке, куда попадают отходы. Интересно различие в унитазах Европы и США: в первом случае-очистка струей (напорная), а во втором-отсосом (вакуумированием), как в самолете.

  10. Валерий, ну, наконец-то! Вы понимаете, как важен климат для развития цивилизации?
    И сразу — вопрос. Благодатна ли среднерусская возвышенность в этом самом смысле? Нам суждено «занимать»? Есть ли вообще у нас «право» на существование? Провокационный вопрос, понимаю, но…

    • Августинович Валерий:

      Леонид, для цивилизации важен не климат, а система ценностей. Вообще изначально цивилизация развивалась вдоль торговых путей, которые одновременно являлись информационными потоками. Без информационного обмена развитие невозможно. Глобализация была всегда. Так и Киев возник. Но потом в связи со сменой ценностей после Крещения доминировать стал дрейф русской цивилизации (монашество в форме отшельничества—манихейство, наследие болгарского следа павликианцев) на северо-запад. Так возник «русский Тибет»— Белозерье, Валаам, Соловки («тяготясь многолюдством»)и т.п., основа русского этоса. Характерно, что языческая ветвь Киевской Руси (Святослав) рвалась на Юг. В случае удачи центром должна была стать Солунь (Салоники)—будущая столица славянства. Не случайно Дмитрий Солунский был так популярен на Руси. Так что «право» на существование у нас есть (так как есть своя система ценностей), сегодя—тем более. А главной задачей нашей русской цивилизации является генерация самого дорогого и прибыльного «товара»—образа жизни. Посмотрите, как успешно американцы «продают» свой образ жизни. Для этого надо отказаться от обезьянничества. Собственно, наш «образ жизни» уже почти сложился, требуется только его развитие и артикуляция в общественном сознании.

  11. DrWatson:

    На этой неделе приезжали коллеги с юга Франции. Жаловались, что все канализационные трубы нынешней зимой замёрзли. Вынуждены справлять свои потребности не дома, а где придётся. :-)

  12. Гунар:

    Валерий, вся беда, что «наш образ жизни» не сложился как товар, который можно предложить. Как раз по причине того, что все ценное уходило от многолюдства на Север и там никак не озвучивалось для большинства народа. Это у нас от Византии, от которой мы крестились. На Западе монастыри стали базой для университетов, а у нас монастырь явил собой чудо вписанности в природный ландшафт и высоту духовного развития отдельных индивидов. Среди этих островов веками колыхалась общинная Русь, о которой остались одни воспоминания. Весь 20 век — это исход основной массы русских в город, который безжалостно забирал традиции ничего не давая взамен.

  13. Гунар, слишком мрачно. «Город» взамен давал образование и «городскую культуру» Не так, что ли? Для многих «город» и стал тем самым «монастырём». Который образовывал. Пока «им» не стало плевать на всё. Кроме личного бакшиша и гешефта. Есть, что возразить?

  14. Августинович Валерий:

    Гунар, не нужно забывать, что после исторического этапа отшельничества была и петровская и советская модернизации. Так что сегодня—общество синтетическое по ценностям (и образование входит в их число). А советский образ жизни успешно «продавался» в страны «третьего мира» после Второй мировой войны. И сегодня вполне можно восстановить эту нишу: далеко не все в мире могут «купить» американский образ жизни. В основном—»покупка» символическая (через кока-колу и попкорн). Создание и «продажа» образа жизни—это и есть подлинная инновация.
    Интересно проследить, как менялось «проектирование» России по эволюции имен монархов. В моей книге «Разгадка русской истории» есть главка «О чем говорят имена». Так вот, смена языческого (дохристианского) этоса происходит только через 100-200 лет после крещения, с появлением апостольских имен, начиная с Андрея Боголюбского. Даже его брат еще Всеволод, т.е. дохристианин. Апостольский период заканчивается Павлом Петровичем и начинается «императорский» период Александров и Константина. А вот Николай 2-й «проектировал» в прошлое, назвав наследника Алексеем. Большевики же были настоящие футуристы: в их эпоху детей называли Эрален (Эра Ленина) и т.п. Это еще Тойнби отмечал, что типичной реакцией на духовный кризис в бинарных культурах (российская) является либо уход в архаизм (знакомое прошлое), или в футуризм (незнакомое будущее). Мы и сегодня наблюдаем эту развилку с ностальгией по СССР (и даже Сталину) и желанием «прыгнуть» в неизвестное.
    С уважением, Валерий.

    • Гунар:

      Валерий Георгиевич, книгу «Разгадка русской истории» выписал в «Озоне», это мой ближайший план чтения. Очень интересно! Забегая вперед, мне всегда интересно, проводите ли Вы в своих исследованиях анализ влияния на русский этос, его менталитет христианства, а именно его восточной, греческой ветви?

  15. Гунар:

    Леонид Вениаминович, мне возразить нечего, если смотреть в то, прекрасное прошлое. Как-то попадался мне биографический сборник «Профессора Томского Университета» 1888-1920гг. Расклад такой: юристы – из дворян(почти 100%), медики – 50% из поповичей, 50%- из крестьян, естественные науки, математика, – почти на 100% выходцы из крестьян. Деревня(самая дикая по словам В.И.Ленина) питала город самыми лучшими и талантливыми представителями. Значит действовали тогда пресловутые социальные лифты, даже в те «мрачные годы старого режима». «Выбиться в люди», «стать на ноги» — это была заветная мечта, действительно город был тем самым «монастырем», но опять-таки город уже «вестернизированный» благодаря всем реформам.(Петровским, Павловским, Александровским).
    СССР имел социальные лифты, правда начиная с 60-х гг. был серьезно подорван престиж высшего образования политикой закармливания «гегемона общественного развития».
    Сейчас в города стекаются просто по причине того, что в деревне отсутствует экономика. (Главный инженер с зарплатой 3000 руб. в мес. это как ?). А что сейчас является городской культурой? Ночные клубы? Пожалуйста, молодежь, приобщайтесь.
    В США датируют фермерские хозяйства, не дают им разоряться, хотя уже давно Америку кормит не фермер, а крупные агрофирмы. Зачем капиталисты помогают слабаку-фермеру? Чтобы слабые оставались как есть на земле, дышали свежим воздухом, рожали здоровых янки, и были хоть на полкилометра подальше от «городской культуры». Но это когда сильные думают о своем же будущем.
    Да, был сформировавшийся советский образ жизни, и , как обычно бывает после кровавых революций, представлявший собой вариант сомоизлечения общества, но не изживший окончательно хронического недуга российского этоса – неспособности к самоорганизации перед лицом внутреннего зла. В конце концов эта же болезнь открыла дорогу силам, которые на сегодня сформировали образ жизни, малопривлекательный для остального мира.
    При «старом режиме» у государства был девиз: «Сильный и сам пробьется, если ему не мешать», при Советской власти: «Сильных поприжать, помогать надо слабому», сейчас другая песня: «Мы сильные вырвались вперед, государство для нас, слабые сами вымрут, – помогать нам некогда». Извините за сумбур. С уважением.

  16. Августинович Валерий:

    Гунару от Валерия. Мои скромные компиляции называть «исследованиями» было бы нескромно, но, возможно, мне удалось кое-что прояснить, не погрязнув в «событийной пыли» (по выражению Броделя). Во всяком случае я сам для себя построил некую систему, обозримую структуру, позволяющую свободно перемещаться по историческому времени. Любопытно. что когда я приступил к системному объяснению произошедшего (для самого себя из-за неудовлетворенности учебниками истории), то был абсолютно до смешного невежественным человеком со школьными историческими штампами. И сегодня в высказываниях многих даже уважаемых людей вижу эти старые источники заблуждений (особенно о механизме Смуты, цене петровской модернизации, крепостном праве и т.д.). Только после того, как я дал прочитать рукопись профессионалу-историку и получил его одобрение, отнес ее в издательство. А по поводу влияния восточного христианства на русский этос, так это—основное, «родительское» влияние. Во времена русского средневековья считалось, что праязыком является «сирский» (сирийский). В этом смысле Сирия для русского православного (ортодоксального) христианина—место сакральное. Антиохия, ставшая ныне турецкой Антакьей, была когда-то центром веры. Но…повестка неисчерпаема. Один Григорий Палама чего стоит. Настоящая развилка истории.

Оставьте ваш комментарий