В прошлом году в Мариенбаде. 1961 г. фильм Алена Рене

Пожалуй, один из самых загадочных фильмов второй половины прошлого века, наделавший много шума и разделивший критиков на две враждующие по сей день армии.

Одни яростно утверждают, что «два Алена», — вторым был сценарист и знаменитый писатель Ален Роб-Грийе, — сваяли величайший шедевр всех времён и народов, другие же,  с не меньшей яростью, говорят о «бессмысленном тупике сюрреализма».

Действительно, авторы сделали, кажется всё, чтобы зритель так и не разобрался – что же происходит с героями картины. Тем не менее, им удалось придумать и снять абсолютно магическое и магнетическое произведение, которое лично мне хочется пересматривать и пересматривать, разгадывать и разгадывать. В чём секрет? О чём кино? Главная героиня, судя по всему, дама из высшего света – действие происходит в ультрашикарных интерьерах какого-то замка или дворца, в великолепных залах, анфиладах, гостиных в рококо, а уж парк – настоящий Версаль! Не иначе, статус этой изящной дамочки не ниже баронессы или какой-нибудь герцогини! И в обществе таких же изящных баронов и герцогов она изящно проводит время, красиво убивая его за ломберным столиком, за высокоумной игрой «НИМ», гуляя по дорожкам парка, либо наслаждаясь игрой актёров дворцового камерного крошечного театрика. Ровно такими же мероприятиями озабочен её муж герцог (барон?). И подходит к ней как-то некий мужчина, и говорит, что ровно год назад в Мариенбаде, где она занималась тем же самым, что и нынче, случился, де, у них страстный роковой роман, и что она обещала ровно годик подумать насчёт сбежать от барона (герцога?) всё равно куда, лишь бы любовь! «Ничего такого не помню» — бормочет дама, а он ей – раз – фотографию – «да вот же он, Мариенбад, а вот и вы на скамейке, сейчас я вам все подробности, как на ладони»… И вот уже кажется ей, что не врёт он, что и правда – была любовь, и был Мариенбад, но… почему же я ничего не помню? Далее предлагается множество решений истории, где подходят самые невероятные варианты, включая, например, версию, что на самом деле год назад ревнивый муж убил её любовника, она же испытала нечто вроде амнезии, а сейчас беседует то ли с привидением, то ли вообще спит! То есть,  всё – сон! Или же – не любовника убил муж, но её саму, а то, что с ней происходит – происходит в Чистилище: от того-то столько странностей в этой гостинице-дворце: то повторяются одни и те же разговоры в разных интерьерах, то деревья тень не отбрасывают! А может это вообще  -  «Мариенбад в прошлом году»,  а будущее ещё не наступило? Авторы предлагают зрителю самому решать – что он смотрит,  и где истина? И тут уместно спросить –в чём же магнетизм и магия? А в чём магнетизм немого кино? В чём магнетизм театра теней? В чём магнетизм картин Сальвадора Дали? В НЕРЕШАЕМОСТИ мира, как такового!  В сочетании несочетаемого и в удивительной гармонии, казалось бы, негармонизируемого В ПРИНЦИПЕ! Разрушив само понятие сюжета, разбив на осколки последовательность и деструктурировав всё привычное зрителю, перегрузив картину флэшбэками (то  ли ложными, то ли истинными), перемешав и уравнивая будущее с прошлым, Рене соединил всё самым удивительным образом, так, что получилась абсолютно гармоничная картинка. Потрясающее мастерство оператора, абсолютно непостижимый монтаж, словно Рене удаётся то замедлить Время, то ускорить, то разорвать его на куски и склеить в одном кадре! В фильме очень длинные планы, в которых одни актёры, то застывают, как манекены, то, словно в странном балете, слаженно двигаются, то просто превращаются в часть интерьера, и всё-время ощущение какой-то духоты, несвободы, какой-то тюремной глухой камеры! Как будто в картине пересеклись несколько параллельных Вселенных, где у героини всегда разные пути и разный выбор, пересеклись и… замерли! И цвЕта в той замершей-замёрзшей ленте Мёбиуса только два! Чёрный и белый! И туалеты только от Коко Шанель! Шикарное зрелище, просто пиршество для каждого киногурмана! Хотя… принимаются и иные точки зрения!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

2 Комментариев Опубликовано "В прошлом году в Мариенбаде. 1961 г. фильм Алена Рене"

  1. Григорий-5:

    Первый раз посмотрел фильм ещё в СССР. Потом пересматривал ещё пару раз. Полностью согласен с Леонидом. Фильм который любителям кино обязательно надо посмотреть. В памяти осталось то, что отчётливо (как мне показалось) прослеживаются две реальности — условно говоря, воображаемой и действительной. И чем старше мы становимся, тем больше в этом фильме мы находим (как мне кажется). Фильм местами мне напоминает рассказы Кафки. И не только молчаливостью и чёрно-белыми тонами. За каждым персонажем, как мне кажется, скрыт символ. Игрок, который никогда не проигрывает это время или смерть. Именно в символичности и естественной связи этих символов и скрыта тайна прелести этого фильма, даже если сами символы и их действия нам не ясны, но интуитивно мы чувствуем их силу и гармонию, слышим симфонию образов и их поступков. Один из тех фильмов, который однажды посмотрев, никогда не забудешь. Сказать что я понимаю этот фильм не могу, но некоторые образы и атмосфера нашли отклик где-то внутри меня, и остаются со мной до сих пор.

  2. Варяжский Гость из Коннектикута:

    Просмотрел сие кинотворение поперёк и вдоль!
    Без солидного базиса знаний о школах и течениях в европейском искусстве 40-70-х годов не рекомендую зрителю подходить ближе пушечного выстрела.
    Но мы, бывшие советские пионеры, про то могли вычитать только у Кукаркина в бичующем гнилой запад бестселлере «По ту сторону расцвета». Кстати, про Роб-Грие мы узнали оттуда же! А нынче поздно учиться. Остаётся вздыхать. И утешаться, что нынешние молодые и того не знают, что мы давно позабыли.

Оставьте ваш комментарий