Валерий Августинович Битва за скорость. Великая война авиамоторов

В.Г. Августинович хорошо известен гостям сайта своими глубокими и оригинальными постами на самые разнообразные темы. Все эти посты связаны одной характернейшей родовой чертой — системностью подхода, которого так часто не хватает нам всем, в том числе и мне. Я думаю, что это результат многолетней кропотливой работы над собой, совершенствования собственного интеллекта, где системное базовое образование никогда не завершалось, в сущности, оно — вечный процесс, способ существования, модус вивенди. И так чего ни коснись, какую сферу знания ни затронь — почти везде у Августиновича оригинальный, взвешенный и компетентный взгляд, взгляд системного аналитика.

Тем интереснее читать книгу Валерия, затрагивающую именно ту область, где он является признанным корифеем, человеком далеко не последним среди деятелей мирового авиадвигателестроения. Не буду пересказывать это исследование — кто интересуется историей авиации, наверняка давно прочли, скажу лишь, что не читал ничего столь всеобъемлющего и захватывающего именно О МОТОРАХ! По глубине из русскоязычных авторов рядом могу поставить лишь воспоминания академика Чертока, человека из окружения С.П.Королёва, монографию «История конструкций самолётов в России» Шаврова, старейшего нашего авиаконструктора и… не удивляйтесь — книги Марка Галлая, в которых не столь силён технократический дух, но зато есть мощный зов Пространства! Летать! Думаю, что этим «летать» объединены все упомянутые мною авторы, включая автора великолепной книги, повествующей откуда есть пошло авиамоторостроение российское,  и почему оно ещё СУЩЕСТВУЕТ — Валерий Августинович.

Рекомендую всем без исключения! Это — захватывает!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир

48 Комментариев Опубликовано "Валерий Августинович Битва за скорость. Великая война авиамоторов"

  1. Дуремар:

    Пожалуй, самая сильная книга в этой серии про авиаконструкторов. Валерий, огромное Вам спасибо, что Вы пишите такие книги, да ещё интересным языком.

    • Августинович Валерий:

      Ребята! Мне страшно неудобно читать о себе. Получается ловушка: отмолчаться нельзя (как бы непричем) и «скромничать» как-то ложно. Спасибо, что понравилось.
      С уважением ко всем,
      А.В.
      P.S. Только что вернулся из Южной Кореи с очередной конференции-биеннале по авиамоторам в Пусане. Лично меня очень интересовала Корея. При желании посетителей сайта могу поделиться впечатлениями.

  2. Олег:

    Я тоже прочитал с удовольствием. Собираюсь найти в печатном виде и перечитать с карандашом.

    • Августинович Валерий:

      Во-первых, перед чтением с карандашом необходимо исправить ошибки. Их немного, но они, к сожалению есть: издательство не дает сигнальный экземпляр на вычитку. Должен сказать, что когда в руки попадает уже набранный текст, то глаз видит зорче.
      Итак, очевидное отсутствие логики в таблице скоростей на кубок Шнейдера (они должны увеличиваться—отсутствует кое-где первый разряд числа). Это мысленно легко поправимо по логике. Далее, Роллс погиб не в авто-, а в авиакатастрофе (это описка). Далее предельная температурв выпускных клапанов не 300град. Цельсия, как написано, а 900 град (как в лопатках турбины), а 300 град.—это предельная температура клапанной коробки (она контролировалась с помощью термопары). Наконец, из того, что помню, в таблице магистральных самолетов самолет ИЛ-62М имеет не три двигателя, а четыре Д-30КУ (тоже описка).
      С уважением,
      А.В.

  3. Дуремар:

    Валерий, обязательно поделитесь! И как там вообще обстоят дела в Южной Корее с авиамоторами и авиастроением? На счёт этой замечательной книги — уже можно читать даже в интернете. Спасибо.

  4. Владимир:

    Очень, на первый взгляд, странное сочетание — Пусан и авиадвигатели. Ну, знаменитый кинофестиваль (поглядываю — что новенького), крепость Кымджонсансон, ещё, говорят, пляжи отменные и море прекрасное.
    И вдруг…. авиадвигатели! Где-то читал. что Корея с Украиной сотрудничает по ГТД, вот и вся информация.
    Интересно бы услышать мнение компетентного очевидца — как там в Корее насчёт авиамоторов?)))
    С уважением,
    Владимир

  5. Аслан:

    При всём моём неприятии головных уборов, специально надену шляпу, чтобы снять её перед Вами, Валерий. И за книгу, и за ТРУД Ваш.
    А скромничать Вам здесь -фарисейство. Что заслужили, о том и поговорим, если полу
    чится. Мы ж не на богемной тусовке,
    И по Корее извольте отчитаться. :)
    С уважением.
    Аслан.

    • Августинович Валерий:

      Теперь о Корее. Международный симпозиум по авиадвигателям (ISABE—International Symposium for Air Breathing Engines)—самая крупная тусовка по этой тематике—проходит раз в два года по схеме Азия-Америка-Европа. Предыдущая (2011) была в Гетеборге, нынешняя (2013), 21-я в Пусане, следующая, в 2015—в Фениксе (США, т.е.Америка). Подозреваю, что Феникс—дыра порядочная. Я бывал на трех таких симпозиумах: Кливленд (2003), Мюнхен (2005) и вот сейчас—Пусан. Люди там собираются со всего мира и даже приветствуется географическое разнообразие докладчиков. Так что есть доклады и из Турции, и из Греции и т.п. Доклад представить и получить одобрение оргкомитета достаточно просто-в России есть представитель оргкомитета, который и дает добро (мы хорошо с ним знакомы). Я выступал и в Кливленде и в Мюнхене и даже в последнем случае был сопредседателем секции (это с моим-то poor English!). А в Корее между прочим, есть отделение Самсунг Аэроспейс с экспериментальной базой, которое занимается тематикой ГТД. И прием такой конференции является престижным для стран-новичков авиационного клуба. Ну, на эту тему можно говорить много.
      Что же Корея? Путь туда неблизкий. От дома до дома—сутки в дороге самолетом (с учетом стыковок). Пермь-Москва-Сеул-Пусан. А в Сеуле еще переезжать в другой аэропорт местных линий Кимпо, откуда в Пусан каждый час летит самолет. Откровенно говоря, некоторая неуверенность была—справлюсь ли? Но все оказалось элементарно благодаря продуманной информационной и транспортной системе в Корее. В Лондоне, например, в Хитроу все сложнее. Там, к примеру, табло над длинными коридорами имеют такие тексты: «до выхода такого-то 20 минут ходу». Очень большой аэропорт Инчон в Сеуле построен недавно к чемпионату мира пои футболу. Пусан (Busan)-город 6 млн жителей, на берегу Вост.Кит.моря. Прибрежная часть-туристически-деловая (отели, банки, небоскребы), хотя есть и 40-этажные жилые кондоминиумы (надо думать, дорогие). Отели первой линии, как правило пятизвездные с выходом на песочный пляж. Очень напоминает Пицунду, только, конечно, значительно шикарнее. Те же корявые (реликтовые) сосны, прогулочная набережная, заканчивающаяся рыбными ресторанчиками в двухэтажных домах-сарайчиках. Тепло: +25 и воздух, и вода. Очень вежливо обслуживают. Что поразило—дороговизна: меньше, чем за 50 долларов не пообедать, даже на рынке. Бутылка (кружка) местного пива—10 долларов, импортного (гиннес)-20 долларов (куда смотрит ВТО?). Конечно, на рынке и в ресторанчиках свежие (живые) и недешевые морепродукты: сашими (сырая нарезанная рыба), крабы и т.п. В первый день был, как всегда, прием мэра, где угощали очень хорошо: и сашими и фирменное ежевичное сладкое вино. «Мэрское» сашими было настолько вкусное, что мы потом пытались повторить его в ресторанчиках, но…увы. Убивать живого краба-красавца, да еще по выбору, на съедение у меня духу нехватило. Пищевой сдвиг у меня все-таки произошел: приехав домой, не могу есть сосиски без горчицы (замена васаби) и понял, что наше сашими—это селедка. Что поражает—огромные массивы жилых домов ( вне центра), что в Пусане, что в Сеуле (видел, пока переезжал в другой аэропорт). Постройка дешевая, массовая типа монолитного ж/б, архитектуры—никакой. Стандартная жилая секция-две комнаты. Судя по всему, корейцы живут скромно, но с жильем у них все в порядке. Вообще, все прошло на редкость удачно, Бог помог.

    • Олег:

      Валерий, а были докладчики из Северной Кореи ? Как у них обстоят дела с авиацией ?

  6. Дуремар:

    Спасибо Вам, Валерий Георгиевич.

  7. Августинович Валерий:

    Олегу. Из Северной Кореи докладчиков не было ни разу ни на одной ISABE. Кстати, Дженерал Електрик тоже не жалует эту конференцию. Вообще, главные моторные фирмы представлены слабо—боятся проболтаться, режим закрытости информации у них очень суровый. Много докладов от университетов—авиационная наука стала частью общей технокультуры. Надо отметить, что за 15 лет мы сами сильно выросли и с каждым годом конференция становится все менее интересной для нас. То, что мы бы хотели узнать—все меньше и меньше. Я помню, что в 1996г в Орландо, когда мы впервые узнали о существовании такого симпозиума и приобрели труды ISABE-1995 (Мельбурн), мы открыли для себя целый мир новой информации. Лично я тогда в отеле всю ночь читал доклады, не мог оторваться. А сейчас посмотрел: 90% неинтересно, мы делаем не хуже. Вообще, если после конференции появляется хоть одна идея, то затраты оправданы.

  8. Владимир:

    Валерию Августиновичу: то, что D.E. не стремится ничего раскрывать — понятно, ходят слухи, что именно эта корпорация (финансово поддержавшая, как известно, предвыборную битву Обамы) стоит за «дронизацию всей страны», как главное условие «развития капитализЬма», хотя СМИ переполнены лихими фотами, где орудуют в основном «Предаторы» и «Риперы», производства Дж. Атомикс. В связи с этим интересно — присутствовала ли на симпозиуме Honeywell International, Inc, создавшая двигатель для «Жнеца»? И не является ли тематика «дроновых» моторов отдельной; всё-же создать маленький и сверхэкономичный ГТД, способный держать летательный аппарат сутками, видимо, не так просто. У нас на предпоследнем МАКСе демонстрировался миговский «СКАТ» с ТРДД РД-5000Б, к сожадению, как и многое перспективное, «закрытый» из-за «недостаточности финансирования»(боюсь, что таков был приказ «кукловодов», которые, — не исключено, — стояли за спиной «проворовавшегося» министра «капитуляции» Сердюкова).
    Уже многие эксперты говорят о том, что шестое поколение аэропланов будет скорее всего беспилотным, что Вы об этом думаете?
    С уважением,
    Владимир

    • Августинович Валерий:

      Отвечу чуть позже, когда проанализирую все доклады симпозиума. Хочется, чтобы ответ был обоснованным.
      С уважением,
      А.В.

    • Августинович Валерий:

      Участники симпозиума по количеству представленных докладов распределяются примерно в следующем порядке: Германия (DLR,MTU etc), Япония, Англия, Франция, Канада. США представлены слабо (GE , PW отсутствуют, за исключением активных PW Canada). Honeywell Int. представлена одним докладом. Корейцы презентовали разработку небольшого двигателя для беспилотника. Насчет беспилотников-вопрос дискуссионный: разведка-безусловно, а вот ударным БПЛА конкуренцию составляют крылатые ракеты-проще в управлении (задал координаты и полетное задание и вперед). Требуется какая-то тактическая инновация. Вопрос непростой, жизнь покажет.

  9. Аслан:

    Валерий, а как, при покупке лицензий или лендлизе, преодолевался «момент»
    inch/cм или line/мм?
    Ладно на планере 0,1мм не повлияет(?) на прочностные характеристики… А мотор,
    где микроны «делают погоду»….
    Или оснастка, инструментарий и пр. сопутствующие закупались тоже?

    • Августинович Валерий:

      Как ни странно, но точного ответа не знаю. Поинтересуюсь. Здравый смысл подсказывает, что дюймовую систему надо переводить в метрическую. Все равно, даже лицензионный продукт требует некоторой доводки: один в один не сделать. Другое дело-ленд-лиз: там ничего не меняется (зип прикладывается, а дальше-дело умельцев). После войны первые автолюбители были классными механиками. Все машины были трофейными, запчастей не было. Так они могли разобрать мотор на брезент, сносить на завод нужную деталь и расточить или пошлифовать то, что нужно, а потом собрать.

  10. Олег:

    Были с детьми в Монино, в музее ВВС.
    Красота, впечатлений масса.
    Решил перечитать «Войну моторов»
    Валерий Георгиевич, Вы ведь на пенсии сейчас. Может быть возьмётесь сделать продолжение ? )
    Вы как-то говорили в одном из своих постов о ресурсах двигателей, что «много ещё чего интересного есть» )
    Спасибо

    • августинович валерий:

      Дорогой Олег!
      Я действительно уже год как не работаю в «Авиадвигателе», но продолжаю работать в Политехе на 0,25 ставки профессора, есть у меня и четыре аспиранта-классные ребята. Мы с ними работаем над интересными проблемами. А насчет продолжения-я подготовил второе издание «Войны авиамоторов», как говорится, «исправленное и дополненное», но интереса у издательств Яуза и Алгоритм нет. Если хотите, я Вам вышлю текст и иллюстрации по e-mail.
      С уважением,
      А.В.

  11. Олег:

    Конечно хочу ), lgnet19@gmail.com. Спасибо.
    Я вообще не разбираюсь в издательском деле. Но Леонид большой поклонник вашей книги, а Колпакиди А.И. — главред Алгоритма и часто бывает у него в гостях на радио. Может быть Леонид замолвит словечко?

    • августинович валерий:

      Колпакиди сам просил у меня тексты, когда переходил из Яузы в Алгоритм. Я ему переслал две рукописи: про моторы и про ВОВ (переработанные и дополненные) (первая книжка «Великая Отечественная. Перелом истории» ему понравилась, тогда он был еще в Яузе), но видимо не подошло. Я думаю, коммерческая перспектива сомнительная.

  12. Олег:

    Леонид, извините. Разместил свой e-mail, не спросив у Вас разрешения.

  13. Владимир (Подмосковье):

    Олег, Валерий Георгиевич, я живу буквально в двух километрах от авиамузея в Монино, академию Гагарина Сердюков уничтожил, сейчас бывший гарнизон в полном запустении, лес вокруг поражён короедом и типографом, вырубается, власти планируют продать его застройщикам, как продали давно уже Монинский аэродром ( в войну там базировались Пе-8). Судьба музея неясна, начальство планирует перенести его в Кубинку, а это значит, больше половины самолётов будет просто разобрано и «потеряется» в дороге, потому, что самые крупные самолёты, включая ТУ-144, 4М, Ту-114, Ан-22, В-12(вертолёт) и так далее прилетали сами, я почти всем посадкам свидетель, сейчас в силу технических причин и отсутствия ВПП не взлетят уже. На месте собирали из крупных М-50 и «сотку» Сухого… Мы все думаем, что музею крышка, кто-то как и всегда уже потирает руки, в надежде поживиться. Век и страна мародёров. Собираем в Сети подписи против переноса. Такие дела.
    Августиновичу: если у Вас нет особых надежд на публикацию продолжения отличной книги дополненной и исправленной, то предлагаю Леониду осуществить её публикацию на этом сайте в форме «романа с продолжением». Валерий, если ЛВ согласится, то адрес получателя сообщу Вам на Ваш e-mail. Надеюсь, сростётся.
    С уважением,
    Владимир

  14. Олег:

    Владимир, я тоже краем уха слышал, что хотят закрыть. Вы не дадите ссылку на ресурс, где подписи собирают против переноса. Видно было, что за самолётами следят и они в хорошем состоянии. Народ был. Много детей. Экскурсии шли.

    • Владимир (Подмосковье):

      Олег, ссылка — http://www.onlinepetition.ru/за-сохранение-музея-ввс-в-монино-/petition.html
      Что касается истории музея, то могу часами рассказывать, вырос-то рядом!
      Например, вы не заметили на заднем дворе за старым корпусом у забора обломки сложены, в т.ч. огромный стабилизатор? — это тот самый Пе-8, который Черевичный разбил на Кольском после войны, я разговаривал с председателем комиссии, которая расследовала то АП, много интересного узнал. Обломки вывезли в семидесятых, но так и не восстановили, вечно денег не было. Вообще-то душой музея с самого начала был маршал Красовский, командующий 2-й воздушной армией, позже начальник академии — http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=611, именно его стараниями и стараниями других энтузиастов собрана коллекция, где правдами, а где и неправдами, если не знаете, то сообщаю: в советское время было «принято» избавляться от отслуживших своё самолётов, перепахивая их бульдозерами.
      Я часто думал, почему бы сразу после войны не создать было такие музеи при каждом центре авиастроения, при каждом авиаучилище, благо, лендлизовской, собственной и трофейной техники было полно. Нужен был всего лишь лёгкий окрик Генералиссимуса и всё! Не такие уж большие деньги. Зато какая пропаганда! Сколько мальчишек пошло бы в армию и отрасль.
      Нет! Секретили даже трофейное немецкое и американское, не говоря о своём и… бульдозерами, бульдозерами!
      То же самое касается танков, артиллерии, кораблей…
      Предпочитали резать «на иголки».
      Вот у нас и остались среди больших коллекций техники — Монино (авиация) и Кубинка -(БТТ).
      Что касается монинских волонтёров, то подтверждаю — именно их усилиями (а там мальчики и девочки от 13 лет) восстановлены ТУ-144 (интерьеры, кабина пилотов) и ТУ-114, тот самый «хрущёвский» с купе, на котором Никита летал в Америку в 1959 году.
      И это всё может исчезнуть.
      Чтобы потом вынырнуть где-нибудь в Castle (USA).

  15. Олег:

    Да уж, подписи еще собирать и собирать.
    Что касается волонтёров, сейчас наверное престижнее быть волонтёром на ЧМ 2018, бесплатно посмотреть можно игры. Не укладывается в голове только, вроде сейчас все силы брошены на подъём авиации, а вот книгу издать или музей профинансировать — это не выгодно.
    По музею, теперь понятно, почему портрет маршала Красовского на видном месте. Про ТУ-144 узнал, что первое испытание проводили 31 декабря, хотели быть первыми. Ну и стали ведь. Много интересного услышал про испытателей. Про Бахчиванджи читал конечно до этого, а вот про Федотова А.В., который МИГ-31 поднимал на предельные высоты, услышал впервые. Он тоже погиб во время испытательного полёта.

    • августинович валерий:

      Федотов был шеф-пилотом ОКБ-155 (МиГ). Олег! Пытался отправить текст книги на ваш емайл-письмо не проходит («несуществующий адрес»).

    • Олег:

      Валерий Георгиевич, адрес перепроверил дважды. Получал сегодня письма.
      Может точка помешала в конце.
      Я обычно копирую текст в поле адреса.
      Попробуйте ещё раз, пожалуйста.

  16. августинович валерий:

    С Новым годом и Рождеством Христовым всех!
    Для информации: мне удалось-таки сделать второе издание «Войны авиамоторов» (исправленное и дополненное на 25%). Называется книга «От винта до гиперзвука». В ней много новой информации. Желающие могут заказать книгу в интернет-магазине http://www.morebooks.de. Цена, правда, «хорошая» (56 евро), но во-первых, издательство заграничное, во-вторых, нынче книги печатаются под заказ, т.е. становятся раритетами почти, как некогда книги рукописные.

    • Luka:

      С Новым Годом,Валерий!Спасибо за информацию, но дороговато. Извините, но сдуем безвозмездно,т.е.даром.)))

  17. Олег:

    С Новым годом!
    Поздравляю, Валерий Георгиевич, с выходом книги. Есть она на амазоне тоже.
    А в наших сетевых магазинах появится ?

    • августинович валерий:

      Спасибо! Я не знаю, не командую процессом. Но вообще-то приятно, что информация теперь не пропадет. Цена экземпляра книги=цене бутылки хорошего виски. Нормально.

  18. Herod:

    А я присоединяюсь к Луке. Кому бутылка виски, а кому оплата электроэнергии за квартал, или вот этого самого Интернета за полугодие. А что есть такое хороший виски, я не знаю, рылом не вышел.

    • СерП:

      Любое (извините, привык и хочу называть в среднем роде) виски лучше водки, Herod.
      Хотя подозреваю, Вы совсем не о том и Вам не важно..

      Всех с наступившим 2017-м!

    • СерП:

      Уважаемый советчик, во-первых меня в советской школе не учили какого рода слово «виски». Как и в постсоветском институте.
      А теперь конкретизируйте-ка, в каких именно словарях у этого слова именно мужской род. Ну в каком «любом»? Подскажу: знаменитого Ожегова не смотрите — там именно среднего.
      Только не сливайтесь пожалуйста — во всех остальных словарях оно и мужского и среднего, надеюсь вы не начнёте утверждать, что это и имели в виду.. Ну да я не знаю Что вас училО, может вы и просветите как-то чем-то…
      Или вы случайно вместо » в любом словаре русского языка» хотели написать «на любой бутылочной этикетке»? Там да, мужской род, знаю-с. И в большинстве случаев большинством людей это слово используется так. К моему личному неудовольствию.)
      Другое дело, что и с моей стороны ошибки нет, делать мне замечание решительно не за что, тем более так категорично, филолог вы мой.
      Также буду признателен, если назовёте какой-нибудь доперестроечный фильм, где виски не «оно»..
      А знаете почему «кофе» мужского рода? Потому что с начала появления напитка в петровской России его называли «кофий», ошибочно, как понимаете. И правильно и логично было бы, чтобы у этого слова (тогда, изначально!.. я не про сейчас!) был таки средней род, да-с. Но привыкли уже, ничего не поделаешь, хе-хе.
      Ну это так, к помянутому вами слову.. Жду список «любых» словарей!

  19. Herod:

    Уважаемый Серп, проверьте в любом словаре русского языка. Виски, как и кофе, имя существительное мужского рода. Кто Вас учило? А насчет вкусовых качеств виски или водки,- это кому что нравится. С Новым годом!

  20. Luka:

    Хватит бухать,книжки читайте!)))Нарвался в Молодой гвардии на Полянке на двухтомный альбом в коробке «Рим.Искусство сквозь века» за 4600, уже дома на Книга.ру,за 4100.Для сравнения на Озоне 9000.Кто интересуется ,на Полянке можно полистать. Дешевле чем в Рим смотаться

  21. Сергей Юрьевич:

    Для меня виски-только «они». Вон стоят, дружно в ряд :)
    P.S. Сегодня, по 24 док будет фильм(поздно) о режиссере Роберте Олтмане.
    Надо будет не только посмотреть, но и записать

  22. Herod:

    Уважаемый Серп, в советской школе и в университете меня учили отнюдь не на филолога. И никаким виски тогда и не пахло. И это слово я узнал не из каких-то фильмов, а из литературных произведений иностранных авторов, в прекрасных переводах советских переводчиков. И здесь по-моему речь идет совсем не о виски. Но, раз уж пошла такая пьянка, попробую Вам ответить. Сейчас, остроумный вы наш, я, к сожалению, не могу прочитать этого слова ни на бутылочной этикетке, ни в каком-либо словаре по причине полной слепоты. Но элементарно могу сделать запрос в поисковике, так же, как и Вы.
    https://otvet.mail.ru/question/12014626
    А насчет кофе и петровских времен, то, по-моему, этому Вас научило Фурсенко. Пожалуйста, послушайте, что тогда пелось по этому поводу.
    https://www.youtube.com/watch?v=zPqGrm1i9OE

    • СерП:

      Вы б вообще не отвечали, чем такие ссылки давать. Ладно, слив засчитан.

  23. Luka:

    Валерий Августинович,наверное,впредь будет избегать опрометчивых сравнений.)))Сравнил на свою голову книжки в бумажных и стеклянных обложках. Валерий,народ предпочитает стекло,вдумчивое изучение этикетки и философ старание.А летчики?А летчики потом!)))

    • СерП:

      Книга? Тут ещё и какую-то книгу обсуждают? Очень интересно!
      [наливает себе из графина]

  24. Luka:

    Философствование

    • августинович валерий:

      В начале 1950-х в СССР был выпущен «Советский виски» (по аналогии с Советским шампанским) в бутылках типа Столичной. Сейчас уже трудно утверждать что-либо о его вкусе, но такой факт имел место. Как известно, цена (деньги) является всеобщим эквивалентом товаров, так что ничего особенного в сравнении нет.

    • СерП:

      Вот тут и с автором замечательной книги поспорю. Кто о чём, а я о бане, т.е. выпивке.
      Я знаю об этом советском виски, Валерий. Стало производится вроде как по личному распоряжению ИВС, появилось в год его смерти и после оной производство было свёрнуто.
      Ну и называлось именно «Советское виски». Я за слова, в отличие от некоторых, отвечаю — в нете можно найти картинки этикетки http://hunghutzu.livejournal.com/photo/album/429/?page=6
      Как-то так. Ваше здоровье!

    • Luka:

      Господа, не надо спорить.Свяжитесь по скайпу и вмажьте (у меня так знакомый с братом их Америки выпивал). Один будет пить «он»,другой-»оно». Поделитесь впечатлениями, что вкуснее.)))

  25. августинович валерий:

    Серпу. Вполне возможно, что «Советское виски», но мне почему-то запомнилось как «Советский».

Оставьте ваш комментарий