Вестерн мёртв, да здравствует вестерн!

Сэм Пекинпа, «Дикая банда», 1969 г… К тому времени, когда на экран вышла эта свирепая лента (пожалуй, самая свирепая из всех вестернов, начиная с 1903 когда, когда состоялось знаменитое «большое ограбление поезда»), публика утратила интерес к романтике фронтира, Джон Форд забил последние наличные свои гвозди в гроб темы, сняв «Как был завоёван Запад», Говард Хоукс застрял в городке Рио Браво, Рубен Когберн (он же – Джон Уэйн), разменял шестой десяток, и только большое врождённое человеколюбие истинного джентльмена не позволило ему послать куда подальше девочку Мэтти, а, проявив «настоящее мужество», отправиться на поиски убийцы, но «в последний, раз, чёрт меня раздери, в последний»… И критики вздохнули, и мрачно молвили, что «вестерн скончался».

western

Что было, конечно же, неверно! В Европе расцвёл пышным, развесистым кактусом, так называемый «спагетти» (снято более 600 фильмов!), в котором особенно преуспел Серджо Леоне, снявший свои пять шедевров – названных метко кем-то «пентаграммой в пасте», — где я бы особо выделил «Однажды на Диком Западе» и «Хороший, плохой, злой».

Правда, ни американская публика, ни американская критика в те времена, оваций и осыпания лепестками роз Леоне не устраивала (это произошло много позже). Говорили, что НАСТОЯЩИЙ вестерн так же отличается от «спагетти», как отличается твёрдый НФ-роман с «настоящими» аннигиляторами, мезонными двигателями и бластерами, от какой-нибудь «космической оперы» с битвами на мечах. «У нас правда жизни и этот самый, как его? – реализЬм, а у вас… сказочки, мифы Древнего Дикого Запада какие-то»… Так и разошлись не пожав рук друг другу.

Вот, в таких нечеловеческих условиях умирания (или впадения в спячку?) жанра начал Пекинпа снимать свою «Банду». Всё уже сказано, все резервы исчерпаны, как ни хрюкай, как ни тявкай, как ни свисти – таких поросят, таких дворняг, таких щеглов публика видела-перевидела…

Сейчас говорят, что в фильме отразились: усталость от бессмысленной бойни во Вьетнаме, мрачная сторона натуры Пекинпа, глубоко уверенного, что человек есть — свихнувшийся на крови бешеный кабан, и больше никто, и даже наркотики, на которые (доказательства!?) подсел автор. Думаю, что всё это есть чепуха. К концу шестидесятых продюсеры потеряли веру в кассовую составляющую жанра и давали деньги с великим скрипом.

«Подо что, Сэм»? – спрашивали они, а Пекинпа отвечал им, бросив шляпу в пыль, и попирая её ковбойским высоким каблуком, — «Провалиться мне на этом самом месте, если я не заставлю всю Америку буквально обгадиться от восторга на первых десяти минутах!» Примерно вот так это было…Убедил, получил денежку на кино, и.. задумался… И ушёл от романтики фронтира. Вообще – какой тут «фронтир»? — на дворе 1913 год! Его персонажи – грязные, провонявшие потом, обсыпанные пылью мексиканской пустыни, твари, дикая и жестокая престарелая шпана; разве что человечину не едят! Обшарить трупы после перестрелки, весело выбить у них золотые коронки, раздеть и оставить койотам? Простое дело! Избить, прирезать, пустить пулю в живот? Да, всегда пожалуйста. Важна лишь цена вопроса! «Благородных героев» — нет! Совсем нет! Одни бандюги-гринго ограбили поезд с оружием, чтобы продать то оружие другим бандюгам-мексиканцам, дабы тем было чем убивать-грабить (некоторые в Мексике как например некто Джон Рид, называли это тогда «революцией»). Оружие везли другие бандюги, для ещё каких-то бандюг; везли, да не довезли. И теперь эти первые (первые ли?) хозяева стволов нанимают ещё бандюг, чтобы ловких тех воров перебить, трупы их под отчёт заказчику сдать, денежку за то в кассе получить, а оружие дальше поедет. Куда и ехало. И так далее… Так всё и крутится. И только в самом конце зритель видит, что, когда человек стоит перед Вечностью, в нём может иногда проснуться Человек! А до этого был… свихнувшийся на крови и баксах бешеный кабан!

Публика, действительно… ну, насчёт «обгадиться»… не знаю, однако многие выбегали из зала. Их рвало. Времена такие были. Вьетконковцев напалмом поливать – не рвало, а в кинотеатре…

Сегодня, к слову сказать, не рвёт ни в каком случае. Принюхались!

Сегодня многие считают «Дикую банду» самым великим вестерном всех времён и народов. Не берусь судить о её «нравственном наполнении», а вот с точки зрения искусства кино – операторских съёмок, монтажа, мельчайшей детализации мизансцен, организации массовки (особенно в сцене Последней Битвы) и так далее, возражений не имею. Великий фильм!

В 1996 году на Оскар был номинирован документальный фильм «Дикая банда: Монтажный альбом» (The Wild Bunch: An Album in Montage), повествующий о Сэме Пекинпа и его работе над «Дикой бандой».

Найдите и посмотрите, он свободно раздаётся в Сети.

Кстати, вестерн так до сих пор и не умер! Пока смотрят и обсуждают — он и не умрёт!

Надеюсь, что не умрёт никогда!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
А вы что думаете по этому поводу? Обсудим? Чтобы оставить комментарий, необходимо указать адрес Вашей электронной почты. Комментарии публикуются после модерации. Вы можете использовать глобально распознаваемые аватары - http://ru.gravatar.com

15 Комментариев Опубликовано "Вестерн мёртв, да здравствует вестерн!"

  1. Андрей:

    Из фильмов больше всего люблю вестерны. «Дикая банда» шикарнейший фильм! И вестерны С.Леоне пересматриваю до сих пор. Очень люблю вестерны с К.Иствудом, Фордом, Ю.Бриннером и т.д. и т.п.
    Люблю любые вестерны! В советское время были вестерны с Гойко Митичем, а затем вдруг вышел «Золото Маккены»..Что в кассах кинотеатров творилось не передать..Из последних понравился «Поезд на Юму», хотя старый фильм получше, по-моему…А какие есть фильмы: Молодые стрелки, Тумстоун, Всадники правосудия, Большая страна, Перестрелка в О.К., Форт Аламо,Быстрый и мертвый, К югу от рая… и т.д ..

  2. Сергей Юрьевич:

    Сэм Пекинпа-несколько подзабытое имя в кинематографе, по крайней мере, никто в разговорах о кино не смог вспомнить этого режиссера. Жаль. У Сэма был свой почерк и умение снять боевик(вестерн) так что дух захватывает. Взять хотя бы «Побег» со Стивом Маккуином и Эли Макгро. Это потом был снят римейк с Болдуином и Бейсингер. Первоисточник покруче будет

    • СерП:

      > никто в разговорах о кино не смог вспомнить этого режиссера.

      Узнал о Пэкинпа, придя на завод после армии. Мне было 20, а ребятам, что просветили меня, по 28-29. Простые рабочие парни начала 90-х, без верхнего образования. Дали видеокассеты с «Дикой бандой» и «Штайнер. Железный крест».

    • Максим:

      Все-таки мне больше нравится ремейк из-за Майкла Мэдсена. Очень уж отмороженного персонажа сыграл.

  3. Владимир:

    Вестерны не оставили в памяти бывшесоветского зрителя, и нынероссийского также, заметного следа. Эти фильмы были в прошлом недоступны. В моей памяти какие-то разговоры пацанов о «Великолепной семёрке», потом немецко-югославские псевдовестерны с Гойко Митичем,потом легенда о товарище Сухове, потом псевдоистерны Михалкова и каких-то азиатов про «алые маки Иссык-Куля» и… всё. Мифы о покорении белым человеком пустынь и полупустынь Америки и Азии остались мифами уходящего поколения. Нынешним двадцатилетним они непонятны. И ни к чему. Интересны только редким любителям и киноведам. Если не верите, можете провести опрос и убедиться самолично. Никто из ребят 16-26 лет не знают даже слова «вестерн». Мёртвое кино!

    • СерП:

      > Мёртвое кино!

      Категорически не согласен с Вашей категоричностью, Владимир!
      Если перенести Вашу логику на музыку, то классика или джаз — мёртвая музыка.
      И если у нас в стране все знают какую-нибудь Земфиру и считают великой Пугачёву, то Роберта Джонсона и Джо Бонамассу слушают единицы?

      > Мифы о покорении белым человеком пустынь и полупустынь Америки и Азии остались мифами уходящего поколения.

      Да ну перестаньте! Вестерн в Америке не умрёт никогда. Потому что отчасти вестерн — историческое американское кино о молодости их страны. И конечно пропаганда — воспитание новых поколений на примере сильно подретушированных героев: Билли Кид, Джесси Джеймс , Уайт Эрп и прочие бандиты.
      А будут они талантливо снимать — будем и мы смотреть. Летом посмотрел фильм 2008 года «Аппалуза». Эд Харрис снял крепкий вестерн с собой в главной роли.

      Мне, помню, совершенно не понравилась наша трилогия про Неуловимых. Хоть мне и было лет 13, и был Союз, не понравилось и всё! Какая-то экранизированная игра в войнушку.
      А когда после армии впервые посмотрел леоновскую трилогию — заболел вестернами!

    • СерП, полностью согласен. Хорошее кино не может умереть и смотреть его будут в любой стране зрители всех поколений.
      С уважением,
      Леонид

    • Здравствуйте, Владимир! Мне кажется, не надо выступать со столь широковещательными заявлениями. Невежество и незнание — плохие аргументы. Я иногда слышу от молодёжи хвалебные отзывы о модных писателях и фильмах весьма сомнительного достоинства. Начинаю спрашивать: они ничего не читали не смотрели. Меня подобное непросвещённое, мягко говоря, мнение не интересует
      С уважением,
      Леонид

  4. Luka:

    Мне понравился,детей смотреть не заставишь.Для них это-фуфло.Для них и Синдбад-фуфло,а мы торчали,хоть и не было тогда такого слова.)))

  5. Антон:

    «Никто из ребят 16-26 лет не знают даже слова «вестерн». Мёртвое кино!»

    Владимир, не обобщайте.

  6. DrWatson:

    Скачал фильм и пытался с сыном (13 лет) посмотреть. К сожалению, через полчаса начали засыпать. Я поинтересовался его мнением в отношении увиденного.
    Он сказал, что вестерны (слово таки откуда-то знает !) были популярны раньше, когда все от западного тащились. Сейчас никто из его друзей такую скукоту не смотрит.
    Вынужден согласиться с подрастающим поколением.

    • СерП:

      > Сейчас никто из его друзей такую скукоту не смотрит.

      Это про вестерны вообще, а не про фильм Пэкинпа? И Вы соглашаетесь?
      Доктор, Вы просто не поклонник вестернов, я правильно понял?

    • DrWatson:

      Серп,
      Это слова моего сына после неудачной попытки просмотра рекомендованного фильма. Я сам не поклонник каких-то жанров. Мне фильм или интересен, или нет. В моём юношеском возрасте, конечно, такое кино ценилось. Всё, что тогда шло в кинотеатрах, смотрели по много раз.

  7. Владислав Андрианов:

    Вы ошиблись Леонид настоящее имя Джона Уэйна — Марион Майк Моррисон, а Рубен «Петух» Когберн это его герой из «Настоящего мужества»

Оставьте ваш комментарий